Татарстан, 05 янв, 08:52

Обширная география: как города Татарстана разгоняют рынок ипотеки

Набережные Челны, по данным представителей банков, занимают 2 место по выдачам ипотеки. Не менее перспективным рынком назван Нижнекамск. Высокая покупательская способность татарстанцев поддерживает спрос на жилье
Читать в полной версии
Фото: chelny-biz.ru

Рынок Татарстана

Начальник управления по работе с партнерами и ипотечного кредитования отделения «Банк Татарстан «ПАО Сбербанк» Леонид Захаров рассказал РБК Татарстан, что Набережные Челны в 2023 году вышли на первое место по темпам роста ипотечного кредитования. «Набережные Челны – это еще более активный драйвер, нежели Казань. Среди регионов страны этот татарстанский город входит в число лидеров по росту ипотечного кредитования», — сказал Захаров.

Руководитель направления организации продаж ипотечных кредитов Ак Барс Банка Ольга Васянина заявила, что по количеству выданных кредитов Набережные Челны опережают Казань. Столица Татарстана лидирует за счет объемов кредитования в силу более высоких цен на жилье. В Набережных Челнах средний чек по ипотеке составляет 3-3,5 млн руб., что соответствует показателям Казани 2021 года.

Замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильшат Гимаев считает, что в ближайшей перспективе на 3 место после Казани и Набережных Челнов по продажам жилья выйдет Нижнекамск. В силу активного развития промышленных предприятий, которые привлекают кадры, потребность в жилье в Нижнекамске будет расти.

Управляющий директор по ипотеке банка ВТБ в Татарстане Гузель Мосеева отметила, что в Нижнекамск активно заходят или планируют это сделать федеральные застройщики. На этот город в ВТБ в течение года приходилась половина дневной нормы по выдачам ипотеки в Закамском регионе.

«В Нижнекамске хороший рынок, который, в том числе формируется агентствами недвижимости. А по Набережным Челнам хочу отметить тенденцию, которую мы видим, исходя из общения с риэлтерским сообществом: очень много агентств недвижимости работают на продажи в Москве и Санкт-Петербурге. И то количество топовых федеральных застройщиков, которые приезжали в Челны, говорит о повышенном интересе к этому городу и его жителям», — сказала Мосеева.

Города и пригороды

Девелоперы, в портфеле которых есть проекты как в черте Казани, так и за ее пределами, сошлись во мнении, что возводимое не в столице регионе жилье не должно существенно отличаться от городских проектов по уровню комфорта.

Директор группы компаний «Новастрой» Денис Самарин рассказал РБК Татарстан, что компания реализует проекты в центре Казани – жилые комплексы на ул. Ершова, Г. Камала и Б. Шахиди, где будет построен первый в регионе инвестиционный апарт-отель. Также жилые комплексы возводятся на Высокой Горе, в Зеленодольском районе – в поселках Осиново и Новая Тура. В 2024 году, помимо Казани, планируется начать строительство ЖК в Верхнем Услоне и Чистополе.

По его словам, в течение года компания фиксировала равномерное распределение спроса на покупку жилья в черте города и на территории агломерации. При этом руководитель компании подчеркнул, что компания не меняет подходов к реализации проектов в зависимости от их локализации – в столице или за ее пределами.

«Мы не меняем стандарты в зависимости от локации: мы также формируем комфортную среду проживания. В муниципальных районах возможности даже шире, чем в городе, нет, как минимум, соблазна для уплотнения», — сказал Самарин.

Исполнительный директор компании «Ак Барс Дом» Айгуль Латыпова отметила в беседе с РБК Татарстан, что портфель компании включает как новые проекты в центральной части города, которые выйдут в продажу в следующем году, так и жилье в Казанской агломерации. Причем, последнее, по ее словам, не отличается по привлекательности от реализуемых в черте города проектов. У компании есть возможность планировать застройку в долгосрочной перспективе, учитывая современные запросы покупателей, которые будут актуальны в последующие 20-30 лет.

«Если у комплексов в городе уже сложился очевидный набор преимуществ, то для проектов агломерации он все еще дополняется. Поэтому для нашей компании стало важным предоставить покупателям в таких проектах больше достоинств от городского комфорта», — заявила она.

Латыпова рассказала, что на состоявшемся в декабре архитектурно-строительном форуме «Казаныш» эксперты LanskaGroup представили результаты проведенного исследования. Согласно результатам, почти половина молодых людей из российских мегаполисов хотели бы жить за городом. Для поколения Z важно, чтобы рядом с домом был парк или сквер, они обращают внимание на закрытое пространство дворов, на архитектуру. В квартире важна полезная площадь и наличие отдельного рабочего места. 

«Новые комплексы от «Ак Барс Дом» в близлежащей агломерации также будут интересны и для тех, кто рассматривает покупку жилья в качестве инвестиций. Сейчас квартиры здесь можно купить от 5 млн руб. Очевидно, что к вводу в эксплуатацию ценник будет другим», — сказала исполнительный директор «Ак Барс Дом».

Казанский рынок

Девелоперы, реализующие проекты в Казани, положительно оценили покупательскую способность жителей республики. Жильем в столице Татарстана интересуются покупатели из других субъектов. По словам сооснователя компании «Авторы» Владимира Михайлова, интерес иногородних покупателей ощутимо вырос в этом году.

«Большое количество заявок и дальнейших продаж было с Республики Башкортостан, Удмуртии, Самары. Чуть меньше с Республики Марий Эл. Чувствуется сильная работа по повышению качества жизни в городе, что привлекает все больше активной молодежи. Мы рады покупателям с соседних городов, республик, но сами туда не собираемся. Не зарекаемся, но не собираемся», — сказал он.

Михайлов заявил, что в 2024 году компания планирует запуск «пары новых проектов высокого класса» в центральной части города.

Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам и связям с общественностью ГК «Садовое кольцо» Илья Колунов сообщил, что покупательская способность клиентов в Татарстане выше средней по России, поэтому есть большой платежеспособный спрос на высокобюджетное жилье. 90% покупателей жилья в реализуемом в Казани проекте Savin City, который включает в себя жилые комплексы Savin House, Savin Family и Savin Premiere, составляют жители Татарстана – казанцы и из близлежащих городов, хотя есть покупатели и из соседних городов и стран. 

«Но покупатель становится все более разборчив. Сегодня девелопер, чтобы его проект пользовался спросом, должен серьезно вкладываться в продукт. Без этого продажи не идут. Инвесторы по-прежнему составляют весомую часть покупателей, особенно в тех районах, которые, по мнению покупателей, в будущем должны стать заметно лучше. Впрочем, основная часть покупателей берут наши квартиры все же для себя», — сказал Колунов.

По словам Самарина из «Новастрой», у компании в текущем году несколько выросла доля клиентов, которые полностью оплатили стоимость жилья собственными средствами. Она составила 11% от общего числа покупателей.

Жилищные драйверы

Драйвером рынка, по прогнозу Самарина, будет жилье массового сегмента. «Создается впечатление роста объемов жилья бизнес-класса за счет двух факторов: такие проекты и правда интересные для публики, они на слуху, а девелоперы проводят помпезные презентации для привлечения внимания и во-вторых, девелоперы зачастую склонны завышать обозначение класса в своей рекламе без видимых на то причин. По факту, сегодня в республике строится всего 35 дома бизнес и элит класса общей площадью 416 тыс. кв. м, из общего объема 2,7 млн кв. м строящегося жилья, то есть 16%», — сказал он.

По словам замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильшата Гимаева, сейчас принципиальные различия между жильем стандарт, комфорт- и бизнес-класса начали стираться. «Каждый из девелоперов старается создать комфортные условия в плане общественных пространств, местам общего пользования, использует хорошие отделочные материалы, атрибуты системы «умный дом», чтобы привлечь покупателей, так как конкуренция между компаниями очень высока. В результате, стандартное жилье выглядит практически, как бизнес-класс», — отметил Гимаев.

Точку зрения о размытых границах между сегментами жилья поддержал Михайлов из компании «Авторы». Жилье комфорт-класса наиболее востребовано у покупателей, так как для него более доступны льготные ипотечные программы, кроме того, оно дешевле.

«Свой первый проект ЖК «Дом у Озера» комфорт-класса мы реализовывали точно по плану. На сегодняшний день к сдаче дома подходим с полностью проданными квартирами. Но также прочувствовали на себе востребованность жилья более высокого класса, которое представляет собой качественные проекты во всех смыслах. Мы стартовали с проектом бизнес-класса «Авторы на Большой» в августе. В этом ценовом сегменте доступность ипотеки не так критична, но несмотря на сложности и ограничения ипотечных программ, проект реализуется без проблем», — сказал Михайлов.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Отказаться от цели в карьере: 5 советов для разочарованных «достигаторов»
Pro
Какие три мифа о процессной аналитике мешают развивать бизнес