Партнерский инструмент: что доказал эксперимент по исламскому банкингу
В Татарстане за 2025 год объем сделок партнерского финансирования превысил 2 млрд руб., рассказал раис республики Рустам Минниханов на встрече с председателем Торгово-промышленной палаты Омана Фейсалом Абдуллой Аль Равасом. Мировой же рынок исламских финансов составляет $5 трлн, рассказал в Казани на тематическом круглом столе депутат Государственной Думы от Татарстана Айрат Фаррахов.
Признание исламских финансов
Фаррахов отметил, что необходимость партнерского финансирования в России из года в год обсуждают на площадке экономического взаимодействия РФ и стран исламского мира KazanSummit (с 2023 года носит название KazanForum – РБК Татарстан). Однако к его развитию приступили только три года назад, когда изменилась политическая ситуация. С 1 сентября 2023 года в четырех регионах России – Татарстане, Башкортостане, Чечне и Дагестане – стартовал эксперимент по внедрению исламского банкинга.
«Главной задачей эксперимента было ответить на вопрос: надо нам это или не надо. И сегодня уже ни у кого не возникает такого вопроса. И скажу вам так: есть полный консенсус в политике, во власти, что нам нужно в этом направлении двигаться дальше. Нам нужно, чтобы этими инструментами пользовались. Соответственно будут готовиться стандарты, и я думаю, что и налоговые изменения», — сказал Фаррахов, отметив, что есть огромное количество дополнительный предложений по изменению законодательства в части развития и внедрения партнерского финансирования.
По его словам, сейчас на рассмотрении Центробанка находятся разработанные экспертами стандарты в сфере исламских финансов. Ожидается получение результатов экспертизы.
«Банк России, утверждая основные направления развития финансового рынка, второй или третий год подряд уделяет отдельное внимание развитию партнерского финансирования. Я считаю, что это огромная часть финансового рынка, рынка капитала в Российской Федерации, которая станет большими возможностями для нашей экономики», — сказал Фаррахов.
Исламские финансы — это междисциплинарная область, отметил имам мечети Ахмад-Заки, сертифицированный специалист ААOIF, магистр экономики Булат Мубараков. По его словам, она формируется на стыке исламского права и перечня экономических наук, в том числе бухгалтерского учета и аудита.
Доказанная перспективность
Эксперимент по исламскому банкингу в четырех регионах быд рассчитан на два года – он должен был завершиться 1 сентября 2025 года. Но его решили продлить до осени 2028-го.
«Все видят, что Россия сделала первые важнейшие шаги в рамках развития партнерского финансирования. Эксперимент показал, что это востребовано, необходимо, в этом есть большие перспективы, поэтому было объявлено продолжение эксперимента», — заявил Фаррахов.
Количество регионов, охваченных экспериментом, с продлением его сроков расширять не стали, хотя такие идеи озвучивались. Фаррахова отметил, его коллега по Госдуме – глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков – неоднократно выступал за распространение экспериментального режима на другие регионы, в том числе на Чувашию, которую он представляет, и где есть районы с населением, придерживающимся ислама.
«Я говорю: не надо нам больше никаких экспериментов. Нам нужно распространять его на всю Российскую Федерацию», — сказал депутат.
В реестр участников эксперимента по исламскому банкингу на сегодня входят 35 компаний. Значительное количество из них зарегистрировано в Татарстане, отметил генеральный директор Финансового дома «Амаль» Рустам Сагдеев.
За первый год действия участников в реестр его участников, который ведет Банк России, включили восемь организаций, половину из которых впоследствии исключили (одну в 2023 году, три – в 2024-м). В 2024 году в него попали 25 компаний, одну из которых убрали из списка в прошлом году.
В 2025 году в реестр участников эксперимента по исламскому банкингу вошли шесть организаций. С начала текущего года в список включили одну компанию, которая зарегистрирована в Татарстане.
Сагдеев обратил внимание, что исламские финансы в республике развивали и до начала эксперимента по партнерскому финансированию. Его реализация, считает он, однозначно дала очень позитивный импульс для развития этой сферы.
По мнению Фаррахова, инструменты исламского банкинга будут востребованы у предпринимателей. Он отметил, что пользоваться ими может любой бизнесмен, независимо от того, к какой религии он принадлежит.
«И мы уже видим по мировой практике, что это даже в большей степени достояние предпринимателей, не являющихся мусульманами», — сказал депутат.
В федеральном законе о реализации эксперимента по исламскому банкингу указано, что его участник при осуществлении деятельности по партнерскому финансированию не вправе отказывать гражданам или юрлицам в оказании финансовых услуг по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан