Татарстан, 06 авг 2021, 11:49

Перевернутая пирамида: есть ли у вкладчиков Finiko шанс вернуть деньги

Опрошенные РБК Татарстан эксперты сходятся во мнении, что у вкладчиков Finiko практически нет шансов вернуть деньги. Сумма ущерба, считают они, превысит 80 млн руб., о которых сейчас сообщает полиция
Читать в полной версии

По направлению к нулю

Старший преподаватель кафедры банковского дела университета «Синергия» Антон Рогачевский отметил в беседе с РБК Татарстан, что Центробанк еще в 2019 году опубликовал предупреждение, что Finiko обладает всеми признаками финансовой пирамиды. Вернуть вложенные средства, считает он, у вкладчиков не получится.

«Вернуть средства однозначно не удастся. Все сливки собирают только те, кто зашел раньше всех. Невозможно забрать деньги из финансовой пирамиды, если не выйти до ее схлопывания. Естественно, будут суды, естественно, будут искаться и реализовываться активы, но это будет лишь малая доля покрытия от общей суммы долга», – сказал Рогачевский.

По факту деятельности компании Finiko в МВД республики расследуют уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). 30 июля Вахитовский суд Казани арестовал на 2 месяца одного из основателей компании Кирилла Доронина. По данным правоохранительных органов, компания незаконно привлекла порядка 80 млн рублей. Однако казанские СМИ сообщали, что ущерб может составить 7 млрд рублей.

4 августа Союз по правам человека сообщил, что от действий Finiko в Татарстане, Москве и Краснодарском крае могли пострадать порядка 1 млн человек. 

Управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский тоже утверждает, что прецеденты, когда вкладчикам тех или иных сомнительных организаций удавалось вернуть средства, редки. Как правило, это единичные случаи, не связанные с уголовными производствами по факту деятельности крупных компаний.

«Дело в том, что когда вкладчик ввязывается в такого рода финансовую гонку, он подписывает договор с организацией, где прописываются все возможные риски потери средств и, как правило, клиенты осознанно идут на этот риск, так как были привлечены желанием заработать за короткий средств сумму, которую бы они не получили бы даже за 3-4 года, если бы держали средства на классическом депозите. Соответственно, имея на руках документы, где клиенты подписываются под рисками, по факту компания не обязана возвращать утерянные средства. Другой вопрос, когда против организаторов финпирамиды возбуждается уголовное дело по мошенничеству в особо крупном размере, в данном случае следствие расследует законность функционирования Finiko и вкладчики уже проходят как потерпевшие, введенные заведомо в заблуждение», – пояснил Жарский.

Однако процесс взыскания и размер утерянных средств будет определять суд, исходя в том числе из того, что есть в активе у обвиняемых организаторов пирамиды. Как правило, крупных денег или имущества за ними не числится, следовательно, вкладчики и в данном случае не могут рассчитывать на позитивный исход дела.

«Самый простой совет здесь – внимательно изучать список сомнительных финансовых организаций на сайте ЦБ, а также настороженно относится к предложениям, где можно мгновенно заработать, но при этом необходимо вложить одномоментно крупную сумму денег», – сказал Жарский.

Растущий ущерб

Эксперты сошлись во мнении, что сумма ущерба с высокой вероятностью превысит 80 млн рублей, о которых на данный момент сообщают правоохранительные органы. Сейчас в полицию, отметили аналитики, поступили обращения, где сумма потерь варьируется от 100 тыс. до 10 млн рублей. Чтобы установить, сколько именно денег потеряли вкладчики Finiko, потребуется время, отметили аналитики.

«Дело в том, что эта сумма, скорее всего, сформирована на основе заявлений граждан в правоохранительные органы, однако пострадавших может быть в разы больше, просто они по каким-либо причинам не стали обращаться с заявлениями. В целом по опыту можно сказать, что обращения граждан по финансовым мошеннических схемам, как правило, рассматриваются во-первых очень длительное время, во-вторых в большинстве случаев реального взыскания утерянных средств не осуществляется. По большей части необходимо заранее думать о таких рисках», – сказал Илья Жарский.

Член Ассоциации юристов России Артем Коростелев добавил, что некоторые из пострадавших, вероятно, обратились с заявлениями не в МВД, а другие государственные органы, которые, в свою очередь, перенаправляют обращения по подведомственности.

«Следует учитывать, что в данном случае целесообразно обращаться сразу в МВД. Лица, вложившие и потерявшие свои деньги, будут признаны потерпевшими по делу, а обвинительный приговор в отношении представителей компании Finiko будет преюдициальным фактом для дальнейшего взыскания денежных средств через суд. Однако не стоит рассчитывать, что денежные средства будут возвращены вкладчикам. Большой удачей будет даже малая часть возвращенных средств, поскольку вероятность их возврата в таких пирамидах крайне практически отсутствует. Полученные обманом денежные средства найти и вернуть пострадавшим практически невозможно», - сказал юрист.

4 августа министерство внутренних дел по РТ выступило обращениеv к вкладчикам Finiko. Согласно ему, для сокращения срока их рассмотрения и во избежание лишних пересылок вкладчикам следует обращаться:

  • в Главное следственное управление МВД по РТ (Казань, ул. Академика Губкина, 50);
  • в ближайший по месту жительства орган внутренних дел;
  • на официальный сайт МВД по Республике Татарстан в раздел «Прием обращений».

Признаки риска

Коростелев добавил, что Банк России на данный момент включил в перечень организаций с признаками финансовых пирамид порядках 2 тыс. компаний. Юрист отметил, что для предоставления большинства финансовых услуг необходима лицензия ЦБ. Ее отсутствие – сигнал, что организация ведет деятельность нелегально, а потребители могут быть обмануты.

«ЦБ как мегарегулятор принимает меры по блокировке сайтов таких компаний и взаимодействует с правоохранительными органами, однако законодательство не предусматривает выплат Банка России пострадавшим от деятельности нелегальных участников рынка, а также возможности непосредственного его вмешательства в гражданско-правовые отношения между лицами, незаконно предоставляющими финансовые услуги, и их клиентами», – отметил Коростелев.

Адвокат Адвокатской палаты Москвы Александр Иноядов отметил, что деятельность Finiko обладает рядом признаков, характерных для финансовых пирамид. Например, периодические повышения статуса участника программы, более выгодные условия его обслуживания, повышенная доходность на капитал в зависимости от продолжительности участия в такой деятельности, различные поощрения за привлечение новых вкладчиков/участников, первоначальные выплаты процентов, подтверждающие стабильность и доходность операций.

«Неизвестно, какие предмет и условия содержатся в договорах, заключенных с пострадавшими. Из доступных публикаций в СМИ следует, что гарантировались достаточно высокие процентные ставки доходности на вложенный капитал - 30%. Причины неисполнения обязательств перед пострадавшими, наличие или отсутствие признаков преступления или преступлений должны оценить правоохранительные органы», – отметил Иноядов.

В начале декабря 2020 года в отношении  Finiko было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 172.2 УК РФ o деятельности финансовых пирамид. По версии следствия, с августа 2019 по декабрь 2020 года неустановленные лица организовали деятельность по привлечению денежных средств физических лиц под предлогом их высокоэффективного использования в помощью инвестирования в фондовые рынки, криптовалюту и на иных торговых площадках. Клиентам гарантировалось 25% дохода в месяц.

Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Инспектор ФНС вызвал вас на встречу и просит доплатить налоги. Что делать
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist