Татарстан, 06 дек 2017, 08:03

Без языка и договора: кадровые сенсации 2017 года

В 2017 году Татарстан лишился договора о разграничении полномочий и потерял право обязательного преподавания татарского языка. Станет ли отставка Энгеля Фаттахова единственным следствием событий, - выяснял РБК-Татарстан
Читать в полной версии

Татарстан без малого четверть века строил отношения с федеральным центром на основе договора. В последний раз этот документ перезаключался в июне 2007 года сроком на 10 лет. В Татарстане в начале года была создана рабочая группа, которая готовила пролонгацию соглашения, но Москва дала понять, что договорная форма себя исчерпала.

Форма и содержание

С необходимостью продления договора в Татарстане была согласна даже оппозиция. В беседе с РБК-Татарстан глава регионального отделения КПРФ в Татарстане Хафиз Миргалимов сказал, что лично выступал за продление договорных отношений с Москвой.

«Для федерации соглашения и договора о разграничении предметов ведения это нормальное явление. Мое мнение такое – договор нужно было продолжить. Он помогал продвигать Татарстан в международном плане, помогал решать на региональном уровне вопросы, которые не решались в Москве по несколько месяцев», - сказал Миргалимов.

По его словам, договор прописывал ряд моментов, в которых была заинтересована не столько республика, сколько федеральная власть. Например, указывалось, что Татарстан в пределах своих полномочий осуществляет международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, участвует в деятельности специально созданных для этих целей органов международных организаций, а также заключает соглашения об осуществлении международных, внешнеэкономических связей по согласованию с МИД РФ. Иными словами, договор отчасти подводил фундамент под те задачи, которые выполняет президент Татарстана, связывая Россию с мусульманскими странами. Миниханов возглавляет Группу стратегического видения «Россия - Исламский мир», в состав которой входят более 50 экспертов из 32 стран. Казань является площадкой проведения международного форума KazanSummit, на полях которого решаются стратегические задачи.

В июле 2017 года когда развеялись последние иллюзии в части продления договора, депутаты Госсовета республики составили обращение к президенту РФ Владимиру Путину, в котором попросили найти форму разграничения предметов ведения между федеральной властью и Татарстаном. Проект текста представил член комитета Госсовета по государственному строительству и местному самоуправлению Николай Рыбушкин. «Должна быть создана какая-либо правовая форма федеративных отношений. Мы в обращении указали, что необходимо образовать специальную комиссию по выработке предложений именно по правовым вопросам», – сказал Рыбушкин в ходе заседания. Обращение депутатов в августе поддержал Всемирный конгресс татар, хотя и безрезультатно.

Выступая в Госсовете Татарстана в октябре 2017 года, глава парламентского комитета по законности и правопорядку Шакир Ягудин отметил, что Россия рано или поздно вернется к вопросу о заключении с Татарстаном нового договора. «Договор утратил силу, федеральный центр не проявил политической воли и интереса к пролонгации договора, либо к заключению нового договора. В качестве оправдания нам сказали, что Россия – не договорная федерация, но я не согласен, поскольку до принятия Конституции РФ в Москве был заключен федеративный договор с суверенными республиками и формула суверенности вошла в этот договор», - напомнил Ягудин. «Рано или поздно, мы все-таки обратимся к практике заключения двусторонних договоров, потому что это эффективный инструмент федерализма, который предусматривает конкретные исключения из общего законодательного регулирования для отдельного субъекта чтобы учесть его специфику», - подчеркнул глава комитета Госсовета Татарстана.

Стирание границ

В беседе с РБК-Татарстан доктор политических наук, академик РАН Владимир Беляев отметил, что не разделяет позицию депутата. «Договор 1994 года был серьезным шагом по сближению Татарстана и федерального центра. Он противоречил обеим конституциям, но это был серьезный конструктивный шаг. Договор, который пришел на его место он был уже не имел прежнего смысла, поскольку большинство законов Татарстана было приведено в соответствие с законодательством РФ», - сказал Беляев. По его словам, на основе договора о разграничениях был принят ряд соглашений, которые иногда называют малыми договорами. «Эти соглашения действуют и сейчас, а сам договор не стали продлевать, поскольку Россия перешла к конституционно-договорной федерации просто к конституционной, так как федеративный договор уже вошел в состав Конституции РФ», - уверен политолог. По мнению Беляева, потеря договора никак не скажется на взаимоотношениях Татарстана и федерального центра в 2018 году, в том числе и в политической и финансовой сфере. «Татарстан как и раньше будет получать средства из федерального бюджета, осваивать их, отчитываться, проводить крупные мероприятия. Хотя федерализма в сложившейся модели мало, поскольку нет четкого разграничения финансовых потоков, как это планировалось в проекте закона о местном самоуправлении», - отметил академик.

Выступая на заседании Госсовета в июле 2017 года, глава парламента республики Фарид Мухаметшин обращал внимание депутатов на, что договор подразумевал сглаживание некоторых моментов в Конституции РФ, которая в своем время не была принята на территории республики и являлся своеобразным мостиком между основами государственного строительства в Татарстане и в РФ. «Наша Конституция отличается от действующей Конституции РФ рядом норм. Но есть и некоторые нормы нашей Конституции, которые мы готовы привести в порядок в соответствии с российской. Но мы заступаемся за основополагающие документы, которые были заложены в конституционное строительство нашей республики, и этим обращением информируем президента страны. Думаю, главное – необходимо найти конструктивные правовые решения коллизионных вопросов, которые имеются между Конституциями между РФ и Татарстана», – говорил тогда Мухаметшин. Мнение главы парламента как и депутатов Госсовета в Москве услышано не было. По мнению академика Беляева, тем не менее, Конституции Татарстана ничего не угрожает. «Я не думаю, что ситуация дойдет до отмены Конституции республики, в то же время есть ряд положений, которые нуждаются в корректировке. Например, вызывает вопрос такая фраза: «границы между Республикой Татарстан и субъектами Российской Федерации». Зачем противопоставлять Татарстана другим регионам? Но в целом я считаю, что Конституция Татарстана должна сохраниться и в мире есть федеративные государства, где установлены градации разных уровней, что не мешает исполнению федерального законодательства», - выразил мнение собеседник РБК-Татарстан.

В поисках общего языка

Резонанс в Татарстане, вызванный отменой договора о разграничениях быстро сошел на нет. Возможно потому, что уже через несколько дней после обращения депутатов к президенту РФ Владимиру Путину, в Йошкар-Оле прошло заседание Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, где был поднят вопрос об объемах преподавания русского языка в национальных республиках. В ходе заседания Владимир Путин отметил, что изучение родных языков гарантировано Конституцией, однако русский язык – «духовный каркас всей нашей многонациональной страны». Рассуждая о национальных языках, президент РФ отметил, что они должны изучаться на добровольной основе. «Изучать эти языки – гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации», - сказал тогда Путин.

Комментируя слова президента РФ министр образования и науки Энгель Фаттахов отметил, что они не относятся к Татарстану, поскольку методика обучения в школах республики соответствует духу и букве закона.

«У нас два государственных языка – русский и татарский, они изучаются на паритетных началах в одинаковом количестве. Мы действуем в форме федерального стандарта, в этом плане у нас нет никаких нарушений, все наши действия согласованы с Министерством образования РФ. Мы исполняем закон», - сказал Фаттахов журналистам.

Он отметил, что в республике принята программа образования, которая и дальше будет реализовываться. «У нас принята концепция преподавания татарского языка для русскоязычных детей, для татарских детей, которые не в совершенстве владеют татарским языком и чисто татарских детей. Наша позиция такова: у нас два государственных языка в Татарстане. Любой родитель не против, если его ребенок владеет русским, татарским и еще бы английским языками. Мы будем продолжать нашу работу», - подчеркнул министр. Однако дальнейшие развитие событий пошло по другому сценарию.

Молчание депутатов

Сразу после заседания в Йошкар-Оле, Министерство образования РФ сообщило о том, что в регионах страны пройдут проверки Рособрнадзора и Генпрокуратуры на соблюдение принципа добровольности изучения родных языков. В Татарстане проверки продолжались до конца ноября, при этом официальные лица старались не комментировать их ход. Информация попадала в общество только через социальные сети, где обсуждались представления прокуратуры, внесенные директорам школ после изучения учебных планов. Обет молчания был нарушен в республике 8 ноября в ходе заседания Госсовета Татарстана. Отчитываясь перед депутатами, глава Минобрнауки РФ Энгель Фаттахов отметил, что республике удалось прийти к соглашению с Москвой в вопросах обучения языкам. По словам Фаттахова, компромиссным вариантом стали 2 часа обязательного изучения татарского языка в начальных классах. Для старшеклассников обучение татарскому языку предлагалось сделать полностью добровольным. «В сложившейся ситуации мы считаем, что данный подход мог бы стать компромиссным решением, которое позволит довести объемы изучения русского языка до рекомендуемых Минобрнауки России. Глава министерства Ольга Васильева вчера, 7 ноября, подтвердила намерение согласовать данное компромиссное решение. Соответствующее письмо со стороны министерства мы ожидаем получить на следующей неделе», - говорил тогда Фаттахов. Однако, обещанного министром письма так и не последовало. Вместо этого 24 ноября в Татарстан приехал полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич, который сообщил журналистам, что обучение татарскому языку в школах будет только добровольным и решение принято.

Следующее заседание регионального парламента прошло уже без эмоций. По предложению спикера Госсовета Фарида Мухаметшина был заслушан доклад прокурора Татарстан Илдуса Нафикова, который расставил все акценты в вопросах преподавания языков.

«Министерство образования РФ с учётом предложений руководства Татарстана разработало вариант учебного плана, где конкретизирована возможность изучения государственных языков республик добровольно, на основе письменного согласия родителей, в пределах до двух часов в неделю за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений», - сказал прокурор.

Депутаты Госсовета выслушали речь Нафикова молча, прений по языковому вопросу было решено не открывать. Неделю спустя президент Татарстана подписал указ о снятии с должности министра образования республики Энгеля Фаттахова «в связи со сменой места работы». По информации РБК-Татарстан он вернется на работу в должности главы Актанышского района Татарстана.

Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
«Стесняюсь сказать»: 38 готовых фраз на все случаи жизни
Pro
Работа без роли: зачем и как внедрять систему «плавающих» должностей
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США