Товары в корзине: сколько бизнес РТ заработал на онлайн-маркеплейсах
Как сообщил сегодня журналистам заместитель министра экономики РТ Рустем Сибгатуллин, товарооборот татарстанских поставщиков на онлайн-маркетплейсах, по итогам первого полугодия 2021 года, составил 18,5 млрд рублей, что в 5 раз превышает результаты аналогичного периода прошлого года. Показатель подсчитали по результатам работы бизнеса с 5 площадками: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, КазаньЭкспресс и eBay.
«Развитие направления e-commerce является на сегодняшний день мировым трендом и одним из приоритетных направлений для республики. Электронные площадки демонстрирую ускоренные темпы роста и, наряду с традиционным торговым сетям, становятся привычным способом покупки товаров гражданами», – заявил Сибгатуллин.
Число татарстанских предпринимателей, реализующих продукцию через онлайн-площадки, по итогам 8 месяцев года, выросло в 4 раза до 12,5 тыс. человек. Годом ранее их насчитывалось 3,3 тысячи.
Курирующий развитие e-commers помощник президента РТ, бизнес-омбудсмен республики Фарид Абдулганиев считает, что татарстанским предпринимателям стоит «воспользоваться возможностью и успеть выйти на рынок». Количество региональных поставщиков онлайн-маркеплейсов может увеличиться, по его мнению, минимум, втрое – до 40 тыс. человек.
«При темпах роста, которые у нас есть, у нас ограничено время до того, когда конкуренция маркетплейсах станет критической. Через 2-3 года маркетплейсы могут быть заполнены. Татарстанским предпринимателям необходимо освоиться на всех каналах электронной продажи», – заявил Абдулганиев.
С марта прошлого года 16 муниципальных районах Татарстана были проведены обучающие модули по работе на маркетплейсах. Обучение в Центре электронной торговли (ЦЭТ) прошли порядка 3 тыс. предпринимателей. Председатель экспертного совета ЦЭТ Юлиана Гордон отметила, что традиционные офлайн-каналы торговли сокращаются на 4-5% в год.
Гордон выделила три тенденции на рынке электронной торговли. Первую она охарактеризовала, как «уже опоздали». «Для сохранения лидерства в Татарстане необходимо вести работу в трех направлениях: прежде всего, это массовый вывод в онлайн-каналы всех сегментов бизнеса, включая создание собственных», – сказала Гордон.
Второе направление, по ее словам, включает в себя исчезновение посреднического звена в структуре торговли. По ее словам, модель «купи-продай» может пострадать. Но данная проблема актуальна для всего мира.
«Если сначала цепочка была выстроена от производителя к покупателю, то потом дистрибьюторы сказали, что могут выйти к ритейлерам. У данной проблемы есть решение – создавать промышленные онлайн-площадки. То есть выводить мощности производителей и иметь готовность создавать продукцию небольшими партиями под частным брендом», – сказала Гордон.
Кроме того, она отметила проблему нехватки кадров с необходимыми для интернет-торговли компетенциями. «Сейчас отсутствует система профильного образования, которая готовила бы контент-менеджеров, digital-маркетологов, аккаунт-менеджеров маркетплейсов, аналитиков, IT-специалистов и логистов. Наша задача внедрить в систему высшего и профессионального образования управленческие специальности по работе с интернет-торговлей», – предложила она.
По данным заместителя министра экономики РТ Рустема Сибгатуллина, по итогам 2020 года, рынок электронной торговли России достиг 2,7 трлн рублей, составив 9,6% от общего объема розничной торговли.
По прогнозу аналитиков, к 2025 году он вырастет в 4 раза до 10,9 трлн рублей. Росстат сообщает, что рост продажи товаров через интернет в прошлом году выросли на 93%, в первом полугодии 2021-го – на 38%.
«Если по итогам 2020 года доля отправлений товаров из Татарстана составляла 17% от общего количество в ПФО и 0,89% в целом по России, то по итогам 8 месяцев 2021 года на Татарстан приходится 24,8% от всех отправлений в ПФО и 2% в РФ», – сообщил Сибгатуллин.