Цифровое равенство: как в РТ будут устранять белые пятна на сотовой карте
Абоненты не в сети
«Жители требуют, чтобы был скоростной интернет не только в крупных городах, но и в каждом малочисленном населенном пункте. Мы хотим, чтобы 4G ловил не только в местах общего пользования, но и чтобы с помощью информационных технологий и той же самой связи решались дистанционным образом задачи в области образования и медицины», – заявил в программе «Интервью без галстука» глава минцифры Татарстана Айрат Хайруллин.
По его словам, на сегодня в 1335 из 3087 сельских населенных пунктов республики отсутствует связь 3G и 4G. В них проживают порядка 200 тыс. человек или 5,5% от общей численности населения региона.
По сотовым телефонам жители могут только совершать звонки. «Эти люди дискриминированы по праву на скоростной интернет», – отметил министр.
В 2020-м и текущем году доступ в сеть 4G обеспечили в 305 населенных пунктах, в 2022 году – планируется сделать это в 61. В общей сложности, в программу устранения цифрового неравенства включен 601 населенный пункт региона.
«Мы видим, что эти инвестиции не окупаемы. Операторы не хотят туда идти, говорят, что проще построить сотовую вышку в торговом центре каких-то крупных городов. Нужно решать эту задачу и привлекать, в том числе внебюджетное финансирование, смотреть, каким образом мы можем сделать такие условия для операторов, чтобы им было выгодно. Например, снизить затраты на электричество», – сказал Хайруллин. Затраты на возведение одной базовой станции он оценил в 2,7 млн руб.
Президент Татарстана Рустам Минниханов объявил 2022 год в регионе Годом цифровизации. 25 ноября глава комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин сообщил на заседании парламента, что на соответствующие мероприятия в региональной казне заложили 1 млрд рублей.
Деньги на трафик
РБК Татарстан направил запросы в компании «большой четверки» об инвестициях в развитие сети на территории региона. Как рассказал директор казанского отделения билайн Анвар Шахмаев, объем инвестиций в развитие и модернизацию сети в Татарстане в 2021-2022 годы составит 1,5 млрд рублей. «Средства пойдут на строительство сети, расширение зоны покрытия, а также приобретение лицензий для выкатывания новых фич на оборудование», – сообщил Шахмаев.
В частности, планируется построить базовые станции в Закамской зоне республики, Агрызе, Буинске, Чистополе, Нурлате. Строительство одного объекта Шахмаев оценил в 3-6 млн рублей.
За последние два года, рассказал Анвар Шахмаев, сеть LTE в Татарстане увеличилась на 75%, в результате скорость мобильного интернета возросла более чем на 30%. За год интернет и мобильную связь впервые провели в 100 населенных пунктов республики. Доступ к сети получили порядка 30 тыс. татарстанцев.
В Казани и крупных городах РТ для повышения скорости интернета и улучшения качества связи был запущен «бесшовный ковер» LTE. В целом, к октябрю 2021 года ежемесячный показатель потребления мобильного интернета вырос до 18 Гб в месяц, что на 48% больше, чем в октябре 2020-го. При этом, отметил Шахмаев, татарстанцы в возрасте до 30 лет потребляют 30 Гб трафика в месяц.
«Я побывал на финале конкурса «Цифровой прорыв». И мне стало понятно, что молодежи нужно больше трафика: они меньше общаются голосом, отдавая предпочтение мессенджерам», – сказал Шахмаев. По данным компании, WhatsApp используют 80% абонентов, 22% – Telegram и так далее. Наиболее популярные марки смартфонов – Apple, Samsung, Xiaomi.
Директор по бренду и маркетинговым Юлия Галина отметила, отвечая на вопросы РБК Татарстан, что в республике после обновления бренда билайн будет проходить ребрендирование салонов, но дополнительных инвестиций процесс не потребует. На сегодня в РТ работают 68 точек.
«В сентябре-октябре, когда обновляли бренд, запустили в пилотном режиме новую модель продаж. Сейчас она также находится в режиме пилота. Новые вывески мы вешаем только в те салоны, где внедряется новая модель продаж. Эта история будет проходить в течение следующего года. Новая модель продаж будет внедряться во всех открываемых салонах, но в данном случае финансирование будет идти из бюджета на строительство. Когда мы построим все новые салоны, в рамках планах по ремонту будем обновлять вывески в остальных. Таким образом, обновление всей сети по стране займет от 3 до 5 лет», – сказала Галина.
РБК сообщил о смене слогана и логотипа компании «ВымпелКом» 10 октября. Отмечалось, что обновление бренда провели впервые с 2005 года. Директор по внешним коммуникациям Георгий Лобушкин сообщил в Казани, что в соцсетях о смене бренда появилось 85,3% позитивных и нейтральных сообщений, СМИ разместили 56% положительных и 44% нейтральных публикаций. Директор по бренду и маркетинговым Юлия Галина рассказала, что новому логотипу отдали предпочтение 42% потребителей против 27% выбравших предыдущий.
Директор по развитию цифровых продаж и обслуживания Никита Чепрасов рассказал, что после обновления приложения и сайта общая конверсия на сайте выросла на 35%. Показатель отказов сократился на 40%. В течение первой недели после ребрендинга было обновлено порядка 80% базы приложения. По его словам, также у компании появился тариф-конструктор.
В Tele2 сумму инвестиций инвестициях не озвучили. В компании «Мегафон» заявили, что не озвучивают сумму вложений. РБК Татарстан также направил запрос в МТС.
Вопрос преференций
Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков в беседе с РБК Татарстан заметил, что инвестиции в 1,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры мобильной связи – это существенные вливания. При этом, констатировал эксперт, поставщикам услуг, действительно невыгодно заходить в сельскую местность, строить там базовые станции.
«Операторы – это коммерческие структуры, и тянуть оптику, ставить базовую станцию в село с 50 домами им невыгодно. Поэтому единственными решениями могут быть строительство объектов инфраструктуры игроками рынка за счет средств фонда устранения цифрового неравенства, куда делают отчисления операторы, а также субсидирование каким-либо образом работ властями Татарстана», – сказал Кусков.
По мнению аналитика, операторы активнее будут проводить мобильную связь в села, если региональные власти предложат им налоговые преференции, льготы в подключении к энергосетям. «Проще говоря, властям нужно экономить средства операторов, тогда диалог в данном направлении будет проходить более активно», – считает Кусков.