Меню по канонам: в Татарстане в три раза вырос спрос на халяль-продукцию
Спрос и предложение растет
В прошлом году спрос на продукцию «халяль» в РТ вырос, по сравнению с предыдущим годом, на 31%, сообщили РБК Татарстан в пресс-службе российского сервиса доставки «Самокат», проанализировав данные по Казани, Набережным Челнам, Альметьевску, Нижнекамску и Зеленодольску.
В сервисе СберМаркет рассказали РБК Татарстан, что спрос на халяльную продукцию в республике в прошлом году вырос в 2,9 раза, по сравнению с 2022 годом. За январь-март этого года он увеличился в 1,7 раза по отношению к аналогичному периоду 2023-го.
По данным СберМаркета, предложение халяль-продукции растет. К концу прошлого года на платформе сервиса количество таких товаров выросло 1,3 раза, по отношению к аналогичному периоду 2022 года.
Слово «халяль» переводится с арабского языка как «дозволенное». Оно употребляется для обозначения разрешенного в исламе. На сегодня сформировалась целая халяль-индустрия, включающая в себя разные отрасли: от пищевой промышленности до банковского сектора и туризма. Продукцию «халяль» сейчас покупают не только мусульмане, но и те, кто не исповедуют ислам и мало знакомы с этой религией.
В пресс-службе Wildberries РБК Татарстан сообщили, что за январь-март 2024 года продажи товаров с пометкой «халяль» в регионе увеличились, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 56%. В целом по России они показали рост на 41%.
А за первые четыре месяца этого года Wildberries зафиксировал в Татарстане рост спроса на халяльные товары на 110%, по отношению к январю-апрелю 2023 года.
Спрос на курятину и мармелад
В СберМаркете сообщили, что в категории «халяль» жители Татарстана чаще всего заказывают мясо птицы и яйца. В списке также сливочное масло и колбаса.
По данным «Самоката», наибольшим спросом у татарстанцев в 2023 году пользовалось халяльное куриное мясо: охлажденные голень и бедро. Спрос на них вырос за год на 32% и 9% соответственно.
Спрос на вареные колбасные изделия в республике, по сравнению с 2022 годом, увеличился на 81%, на полукопченые колбасы – на 69%, а на варено-копченые – на 42%. Количество заказов сосисок с маркировкой «халяль» в РТ за прошлый год выросло на 305%, подсчитали в «Самокате».
Сервис также зафиксировал в РТ увеличение спроса на халяльные замороженные полуфабрикаты. Так, в прошлом году количество покупок пельменей выросло, по сравнению с 2022 годом, на 326%.
В республике в 2023 году вырос спрос и на молочную продукцию с маркировкой «халяль»: на сливочное масло – на 146%, а на пастеризованного молока – на 181%. Число заказов яиц в Татарстане за прошлый год, по данным «Самоката», увеличилось на 100%.
Как заявили в пресс-службе Wildberries, самые популярные халяль-продуктами среди жителей Татарстана – это мармелад, пюре, желатин, коллаген, духи, казы и масло. В топ-10 также вошли чай, тушеная говядина и мыло.
Халяль-продукцию из Татарстана продают в других странах. В министерстве сельского хозяйства и продовольствия РТ сообщили, что, по итогам 2023 года, ее экспорт составил $11,5 млн. В этом году, по прогнозу ведомства, показатель может вырасти до $16 млн.
В 2022 году на пленарном заседании международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanSummit» (с прошлого года по указу президента России Владимира Путина мероприятие носит название KazanForum) глава Татарстана Рустам Минниханов заявил, что у РФ есть большие перспективы в халяль-индустрии. На тот момент в республике халяль-продукцию выпускали более 100 компаний.
Развитии халяль-индустрии планируют обсудить на международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» и в этом году. Мероприятие пройдет в столице Татарстана с 14 по 19 мая. В программе обсуждение экспорта российской халяльной-продукции, создание системы подготовки кадров для сферы и медицинский халяль-туризм.
В рамках форума «Россия – Исламский мир: KazanForum» c 14 по 19 мая будет проходить ярмарка халяль-продукции – Kazan Halal Market. В прошлом году участие в ней приняли более 400 компаний, в том числе из Ирана, Сенегала, Турции и Афганистана. Его посетили порядка 40 тыс. человек, а объем реализованной продукции превысил 20 млн руб.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан