Ф.Шагиахметов: госзаказ в совокупных доходах «ТАТМЕДИА» сократился до 23%
Заместитель руководителя республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Эльвира Ахметова сообщила, выступая на конференции «Печатные СМИ в многополярном мире», что, по данным Роскомнадзора, в республике работают 1043 редакций СМИ. Из них 591 издание выходит на русском языке, на татарском языке издают 213 газет и журналов, есть издания на чувашском и других языках. Почти у всех изданий есть электронные версии в интернете, добавила Э.Ахметова, читательская аудитория которых в некоторых случаях превышает печатный тираж в 2-3 раза. Многие издания имеют страницы в социальных сетях.
«Несомненно, данные методы работы позволяют привлечь новую аудиторию. Но к сожалению, в последние годы это происходит при параллельном снижении подписных тиражей», - посетовала Эльмира Ахметова.
По ее словам, на 1 тысячу татарстанцев приходится 339 экземпляров печатных изданий. По России этот показатель, впрочем, еще меньше – лишь 152 экземпляра на тысячу жителей. На один газетный киоск, добавила она, приходится чуть более 7,5 тысяч татарстанцев, годом ранее на киоск приходилось порядка 5,5 тысяч человек. Показатели по подписке на периодику в этом году сократились, констатировала представитель агентства «Татмедиа».
«Если сравнить данные на 8 декабря этого года с данными на 8 декабря 2014 года, то наблюдается следующая динамика: на федеральные издания 82%, на республиканские – 94,5%, на городские и районные издания – 97%», - рассказала Эльвира Ахметова.
Гендиректор АО «Татмедиа» Фарит Шагиахметов сообщил, что в крупнейший медиа холдинг Татарстана входит 223 издания, издают их 84 филиала. Согласно принятой на 2014-2017 годы стратегии развития, по его словам, перед акционерным обществом стоит задача увеличить аудиторию электронных изданий более чем на 70% , число читателей печатной прессы должно к 2017 году возрасти более чем на 50%.
В 2014 году электронные версии печатных изданий, по словам Шагиахметова, посетили около 8 млн уникальных пользователей, по итогам 10 месяцев текущего года число посетителей уже достигло 30 миллионов. В сутки интернет-ресурсы «Татмедиа» посещают около 170 тысяч человек.
«В 2014 году мы брали старт с 9% охвата посетителей интернета республики, и ставили себе задачу к 2017 году достичь 27%. Динамика не закончившегося 2015 года показала, что мы достигли 19,8%. Совокупные сайты «Татмедиа» - районные и городские газеты – занимают первое место», - рассказал Ф.Шагиахметов о результатах исследования, которое впервые в РТ провела компания TNS.
Совокупный доход АО «Татмедиа» составил в 2014 году составил 1,4 млрд рублей, из них 326 млн (23%) пришлось на госзаказ. Подписка принесла 179 миллионов рублей. К 2017 году, по представленным гендиректором акционерного общества данным, доходы от подписки должны увеличиться до 237 миллионов, а совокупный доход в целом – до 2,2 млрд рублей.
Что касается доходов, в I полугодии 2015 года доходы от информационно-рекламных услуг, согласно представленным Ф.Шагиахметовым данным, составили 128,6 млн рублей, сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,48%. При этом доходы журналов увеличились на 35% до 5,5 млн рублей, интернет-медиа приросли на 16,7% до 7,6 миллионов. Отрицательную динамику показали телевидение и газеты: минус 22% и 11,6% - до 27,7 и 76,7 миллионов рублей соответственно. «Мы считаем это неплохим показателем для кризисного года», - сказал Фарит Шагиахметов.
Эльвира Ахметова в ходе конференции высказала мнение, что необходимо, чтобы муниципалитеты поддержали подписку на республиканские и городские газеты и журналы, особенно помощь нужна в распространении изданий на национальных языках. Чтобы повысить уровень доставки газет и журналов, добавила представитель республиканского агентства по печати, нужно активизировать работу с киосками и торговыми сетями, заняться популяризацией подписки на портале госуслуг и так далее.
Аналогичную точку зрения в ходе конференции высказали представители Башкирии, заявив о необходимости государственной поддержки подписной кампании, которая в этом году принесла печатным изданиям соседнего с РТ региона 74 млн рублей убытка.
Главный редактор газеты "Республика Татарстан" Александр Латышев, говоря о проблемах с распространением печатных изданий, посетовал на то, что ежедневные издания силами «Почты России» доставляют в села и деревни один раз в неделю. «Нам подписчики так и говорят, зачем мы будем выписывать газету, если она уже стара?», - сказал он.
Замдиректора УФПС "Татарстан почтасы" по коммерции Светлана Гришина отметила, что в структуре доходов татарстанского филиала «Почты России» подписка имеет более существенный удельный вес, чем в других регионах РФ. Сумму, впрочем, она не назвала. «Все наши почтальоны понимают, если не будет подписки, не будет объема работы, будет какое-то сокращение», - заявила С.Гришина.
Ее коллега, замдиректора "Татарстан почтасы" по производству Резеда Сабирова сообщила, что в РТ работают 850 сельских почтовых отделений. Нарекания на доставку прессы поступают, в основном, оттуда. За 11 месяцев года на некачественную доставку поступило 20 обращений, годом ранее их было 36. «С 1 декабря в 17 наших филиалах «Почты России» прошло повышение заработной платы у работников, которые работают на селе. Я так думаю, что у нас появится еще один рычаг воздействия. С нерадивыми сотрудниками мы сможем безболезненно расторгнуть трудовые отношения», - заявил Резеда Сабирова.
Исполнительный директор Союза издателей «ГИПП» Елена Шитикова заявила, что «Почта России» готовит официальный ответ, в котором, в том числе, будет содержаться информация о путях решения проблем с доставкой печатных изданий.
Отметим, что отраслевая видео-конференция «Печатные СМИ в многополярном мире» состоялась во второй раз. На видеосвязь с Москвой вышли, помимо Казани, Уфа, Новосибирск и Нижний Новгород. Организатором выступил Союз издателей «ГИПП» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Согласно комментарию полученному РБК-Татарстан уже после видеоконференции от Руководителя группы по связям с общественностью УФПС "Татарстан почтасы" филиала ФГУП "Почта России" Альфии Бариевой, Почта России предприняла меры для совершенствования качества доставки подписных изданий.
Это и глобальные решения, и точечные меры в регионах. Среди них: повышение качества работы на всех уровнях: от филиала и почтамта до почтового отделения, повышение мотивации операторов и почтальонов, регулярные встречи с издателями, непосредственный диалог с подписчиками, дополнительные программы обучения почтальонов, а также другие активности в период подписных кампаний.
В результате, как утверждает Альфия Фаридовна, количество претензий от подписчиков на качество доставки в третьем квартале 2015 года снизилось на 25% к аналогичному периоду прошлого года.
На сегодняшний день Почта России обслуживает порядка 20 млн подписчиков в России, доставляя более 1 млрд экземпляров подписных изданий в год. Институт подписки был, есть и будет одной из основных социальных функций почты, резюмирует свой комментарий представитель УФПС "Татарстан Почтасы".