COVID-2019 в РТ, 09 апр 2020, 08:58

Казань без моды: fashion-ритейлу прогнозируют банкротство и уход в онлайн

В Казани до 15% магазинов одежды и обуви могут не пережить сложившейся на российском рынке ситуации и обанкротиться, считают опрошенные РБК Татарстан эксперты. Сетевые ритейлеры переключаются на онлайн-продажи
Читать в полной версии

Оказались без помощи

Представители fashion-ритейла попросили федеральные власти включить их в число тех, кому требуется господдержка на фоне борьбы с COVID-19. Как сообщает издание «Коммерсантъ», представители непродуктового ритейла написали письмо на имя премьер-министра РФ Михаила Мишустина.

«Операторы сетевого ритейла обеспечивают около 3,5 млн рабочих мест и сотни миллиардов налоговых поступлений во всех регионах России, доля крупных сетевых ритейлеров в общей сумме налогов, оплачиваемых отраслью розничной торговли, составляет более 90%», — говорится в письме.

Его, в частности подписали топ-менеджеры обувного ритейлера «Эконика», «Рив Гош», «Модного континента», Modis, Hugo Boss Rus LLC, «5 карманов-А», «БНС Груп», «Стокманна» и других.

По их мнению, массовое банкротство fashion-сетей приведет к потере бюджетом более 1 трлн руб. в последующие два-три года. Кроме того, по мнению ритейлеров, от их банкротства пострадает малый и средний бизнес.

Аналитик ИК «Фридом Финанс» Валерий Емельянов отмечает, что Казань входит в число наиболее благополучных городов с высоким платежеспособным спросом. «Общая картина в вещевом ретейле не сильно отличается от других городов-миллионников. Возможно, на время уйдет часть премиальных марок. Может на 15-20% сократиться выбор европейского импорта (из числа наиболее свежих коллекций), но в остальном рынок будет прежним», — сказал Емельянов.

По его словам, больше всего пострадает среднеценовой сегмент. «Представители премиальных брендов традиционно растут в период кризиса, являясь как бы отдушиной для людей, у которых есть деньги. Но есть также более крупный по объему масс-маркет и внутри него среднеценовой сегмент (зарубежные марки типа H&M и Zara), которому в кризис хуже всего . Аудитория переключается на более дешевые изделия из супер- и гипермаркетов, а также на рынки и в магазины в небольших ТЦ районного формата. Все это происходило в прежние годы и, вероятнее всего, повторится в этом году», — сказал Емельянов.

Он отметил, что государство почти никогда не вмешивалось в рынок fashion-товаров, так как уход с рынка части игроков ничем не угрожает населению. «В этом году из-за самоизоляции государство может компенсировать часть убытков отечественным швейным фабрикам. Но они, в основном, отшивают самые простые текстильные изделия. В других сегментах российские производители представлены слабо и особого значения для рынка и государства в целом не имеют», — сказал Емельянов.

По его мнению, до 15% предприятий торговли может закрыться или пережить процедуру банкротства (реструктуризации займов). «Проблемой для экономики это не станет, но ассортимент одежды, особенно в удаленных от столицы регионах, может заметно сократиться», — сказал Емельянов.

Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс считает, что в случае отсутствия радикальных мер поддержки со стороны государства всей взаимозависимой цепочке вовлеченных в ритейл компаний, произойдет неизбежное банкротство ее участников.

«Это касается владельцев торговой недвижимости, магазинов-арендаторов, поставщиков-производителей. Для сохранения хоть какого-то экономического баланса на период заморозки потребительского рынка со стороны государства, нормативно «остановившего велосипед», меры поддержки по силе и по скорости внедрения должны быть сопоставимы с мерами запретов», — сказала Анна Лебсак-Клейманс.

Уход в онлайн

Традиционные компании в условиях пандемии видят выход в переходе в онлайн-пространство. Так, «Спортмастер» перевел два своих магазина в Казани в режим бесконтактной выдачи онлайн-заказов и экспресс-доставки. На сегодняшний день в таком же формате работают 120 из 434 магазинов сети.

«В связи с существенно выросшим объемом онлайн-заказов, часть сотрудников временно закрытых розничных магазинов подключена к доставке, помощи call-центру, усилению распределительных центров. Сотрудники временно закрытых магазинов, незадействованные в этом, во время вынужденного простоя получают фиксированную оплату в полном соответствии с трудовым законодательством», – сказали в пресс-службе компании.

Валерий Емельянов отмечает, что сейчас это общий тренд. «Онлайн-ритейлеры в лице таких компаний, как Wildrerries, Lamoda, Ozon уже установили своеобразный стандарт покупки одежды и обуви с примеркой у себя дома. Это было еще до эпидемии. Сейчас «Спортмастер» и другие сети пробуют эти новации у себя. После снятия ограничений, вероятнее всего, ритейлеры продолжат наращивать продажи одежды с доставкой. Это удобно, бюджетно и эффективно для всех участников процесса», — сказал Емельянов.

Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс отмечает, самоизоляция уже стала сильным стимулом ускорения развития и роста спроса на новые технологии в онлайн-продажах, от виртуальных примерочных услуг до цифровых шоу-румов.

«В данный момент онлайн-ритейл также страдает от общей экономической ситуации, но тем не менее находится в лучшей позиции, чем традиционные магазины. Так, например, в сравнении с прошлым годом продажи одежды в Ozon выросли. Lamoda, адаптируясь к новым условиям, надеется удержать уровень продаж на уровне прошлого года», — сказала Анна Лебсак-Клейманс.

По ее словам, модный рынок не очень быстро перестраивается на внедрение новых концепций. «В отличие от онлайн-ритейлеров многие традиционные компании работают в формате постепенного и достаточно консервативного внедрения этих инноваций, так как доля онлайн-продаж в их бизнесе была не так велика. Вынужденная социальная изоляция подтолкнет к более активному освоению этих технологий, заставит традиционный ритейл смотреть на мир «глазами онлайн-ритейлеров», — сказала Анна Лебсак-Клейманс.

Российский совет торговых центров (РСТЦ) оценил потенциальные потери участников рынка от мер, предпринимаемых для борьбы с распространением коронавируса. Торговые центры от вынужденного простоя теряют до 50-100 миллионов рублей ежедневно.Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отмечал, что ТЦ Казани могут лишиться до 80% арендаторов.

Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности