Татарстан, 09 апр, 08:35

Рост во всем: молочный рынок Татарстана готовится к новым вызовам

Производство молока в Татарстане увеличилось на 7,5%. Переработчики проводят модернизацию и расширяют товарные линейки. Участники рынка ждут увеличения экспорта и надеются на рост потребления внутри страны
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба АО «ЗМК»

Татарстан уже много лет сохраняет за собой звание самого молочного региона России. За это время выросло не только производство молока, но и сектор его переработки. Лидер переработки республики – АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» впервые вошел в ТОП-10 крупнейших переработчиков молока в России.

Каждый год молочная отрасль сталкивается с новыми вызовами. Прошлый год не стал исключением. Себестоимость производства продукции растет, проблемы с поставками оборудования и ингредиентов сохраняются, а компании конкурируют за внимание потребителя. Несмотря на трудности, участники рынка наращивают производство, проводят модернизацию, борются за господдержку и цену на полке.

Больше молока-сырья в Татарстане

В пресс-службе министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ сообщили РБК Татарстан, что в 2023 году объем производства сырого молока в республике составил порядка 2,2 млн т. Это на 7,5% больше, чем в 2022-м, тогда было произведено 2 млн т. Крупные переработчики приросли на 11,5%. В прошлом году было переработано порядка 1,5 млн т, в 2022 году – 1,3 млн.

Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев рассказал, что производство молока в России по итогам прошлого года увеличилось на 500 тыс. т: до 33,5 млн т.

Директор Национального союза производителей молока по связям с общественностью Мария Жебит сообщила РБК Татарстан, что, по итогам 2023 года, молочный сектор сохранил положительную динамику. Производство товарного молока в 2023 году выросло на 4,3%: до 25,6 млн т, в том числе в сельскохозяйственных объединениях (СХО) – на 6,3%: до 19,4 млн т. Основной прирост в СХО отмечен в Республике Татарстан (+145 тыс. т), Краснодарском крае (+91 тыс. т) и Удмуртии (+77 тыс. т).

«Татарстан продолжает занимать 1 место среди регионов России по объемам производства молока. Из общего объема произведенного сырья порядка 1,7 млн приходится на товарное молоко, то есть то, которое попадает на переработку. Спецификой региона остается тот факт, что достаточно большой объем товарного молока производится в личных подсобных хозяйствах: около 280 тыс. т. Этот показатель остается стабильно высоким из года в год, благодаря высокой доле сельского населения», — сказала директор Национального союза производителей молока по связям с общественностью.

По словам Жебит, объем производства сливок вырос на 20%: до 310,8 тыс. т, сыров – на 16%: до 792,3 тыс. т. Также увеличилось производство мороженого на 13% (до 524 тыс. т), сметаны – на 7% (583,5 тыс. т), творога и продуктов на его основе – на 6% (743,9 тыс. т), йогурта – на 3% (721,5 тыс. т), кефира – на 2% (922,5 тыс. т).

В 2023 году в стране произвели 323,2 тыс. т сливочного масла, по сравнению с 2022-м, объем снизился на 1%. Такое же уменьшение в производстве питьевого молока, которого было отгружено порядка 5,8 млн т.

Модернизация в условиях конкуренции

Если говорить о готовой продукции, то Татарстан занимает немалую долю производства в стране. В число 100 крупнейших переработчиков России за 2023 год, подготовленного Центром изучения молочного рынка, вошло 7 компаний республики. Лучший показатель у Зеленодольского молочноперерабатывающего комбината (ЗМК): он занял десятое место в стране.

Число татарстанских переработчиков постоянно растет. В республиканском рейтинге переработчиков, подготовленном Татмолсоюзом, ЗМК занял 1 место. На втором месте расположилось ООО «АРЧА», на третьем – Казанский молочный комбинат. Компании стали лидерами среди предприятий с переработкой молока более 200 тонн в сутки.

Коммерческий директор АО «ЗМК» Елена Потапова сообщила РБК Татарстан, что в 2023 году выросли все основные показатели работы предприятия. Объем выпуска готовой продукции составил 120,1 тыс. т. По сравнению с 2022 годом, он увеличился на 10,5%. Под брендом «Очень важная корова» комбинат выпустил 42,7 тыс. т продуктов, что на 29,5% больше, чем годом ранее. Объем поставок продукции бренда «Васькино счастье» на полку составил 26,8 тыс. т, что на 1,5% больше показателей 2022 года. Также предприятие произвело 9,1 тыс. тонн продуктов под брендом «Обнимама», увеличив выпуск на 2,5%.

Фото: пресс-служба АО «ЗМК»

«На протяжении последних лет три предприятия остаются в лидерах. ЗМК за 5 лет увеличили объем переработки вдвое. «Арча» существенно приросли по объемам. Казанский молочный комбинат вложил огромные инвестиции в переработку и постепенно наращивает объемы. Все три компании очень много инвестировали, модернизировали. Это установка новых линий по видам продукции: современное оборудование позволяет производить более качественные товары. Суммарно на сегодняшний день они перерабатывают порядка 2 тыс. т молока в сутки. Это почти 50% от общего объема республики», — рассказал РБК Татарстан руководитель Татмолсоюза Денис Пирогов.

Переработка молока по инвестиционной активности занимает первое место среди других отраслей пищевой промышленности в России, – отметила Жебит. За 10 лет в сектор вложили порядка 400 млрд руб. Пятая часть направлена в производство сыров, за 7 лет на модернизацию этого направления потратили 80 млрд. За счет обновления объем товарного молока вырос на 6,9 млн т. Ежегодные темпы роста составляют порядка 3-5%.

По словам заместителя генерального директора по качеству АО «ЗМК» Розы Гариповой, обновление оборудования позволяет АО «ЗМК» не только выпускать новые продукты, но и наращивать масштабы, применяя безопасные и эффективные технологии производства. В 2023 году комбинат увеличил долю маржинальной продукции, развивая линейку десертных творогов под маркой «Очень важная корова».

Большое внимание комбинат уделяет выстраиванию долгосрочных отношений с производителями молока-сырья: все сырье поступает на ЗМК только с татарстанских ферм, поэтому предприятию удалось сформировать короткое логическое плечо. С момента надоя до поступления молока на предприятие проходит не больше 8 часов. Каждую партию сырья на каждой площадке проверяют в современных производственных лабораториях, обеспечивающих безопасность и качество продукции.

«На предприятии мы осуществляем в среднем 500 проверок за сутки. Молоко тестируется на показатели кислотности, массовой доли жира, плотности, отсутствия антибиотиков и другие. Контрольные замеры делаются на всех этапах производства продукции. Точки отбора определены по всей технологической цепочке», — отметила заместитель генерального директора по качеству АО «ЗМК».

Фото: пресс-служба АО «ЗМК»

Для оценки эффективности применяемых мер необходима обратная связь от потребителей. Помимо горячей линии у ЗМК есть два сообщества в VK, в которые поступают сообщения от покупателей. Их обращения анализируются и по мере необходимости принимаются меры.

Связь с другими странами

В 2024 году все еще актуальна проблема поставок зарубежного оборудования, ингредиентов и вспомогательных материалов. Гарипова отметила, что ситуация осложнилась еще со времен пандемии. Переработчики ищут возможности снизить влияние этого фактора.

«Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат еще со времен пандемии начал увеличивать складские запасы и по молочным, и по другим ингредиентам. Эта практика нас выручает уже пару лет, мы продолжаем ее применять, чтобы не было перебоев в производстве. Мы продолжаем использовать возможности современного рынка и с интересом его исследуем, чтобы вовремя найти необходимого партнера, а также актуальные технологии и решения», — пояснила заместитель генерального директора ЗМК.

Фото: пресс-служба АО «ЗМК»

В магазинах представлены товары не только российского производства. Жебит рассказала, что Россия обеспечивает себя молочной продукцией на 84%. По данным Национального союза производителей молока, по итогам 2023 года, поставка продуктов из-за рубежа составила порядка 6,4 млн т, из них 5,6 млн т пришлось на долю Белоруссии. Объем экспорта из РФ в другие государства растет.

«Поставки молочной продукции из России осуществляются в более чем 60 стран мира. В прошлом году экспорт молочной продукции превысил уровень 2022 года на 18% по всем категориям. Доля отгрузок в страны вне СНГ составила 15%. Поддержку экспорту оказывает девальвация рубля, расширение поставок в страны дальнего зарубежья, ожидаемое субсидирование логистических затрат на уровне 100%», — сказала Жебит.

Спрос на молоко на традиционных и наиболее конкурентных рынках стагнирует, и рост обеспечивают именно новые страны. В связи с этим для российских производителей открываются хорошие возможности для увеличения экспорта. В первую очередь производители сегодня всерьез рассматривают возможности поставок биржевых молочных продуктов: сухого молока, сыворотки, сыров, а также компонентов WPC (концентрат сывороточного белка – РБК Татарстан), пермеата, лактозы. Объем экспорта молочной продукции из России, по прогнозам союза, в 2024 году может вырасти на 15-20%, в том числе за счет стран дальнего зарубежья. Импорт сохранится на прежнем уровне.

По мнению руководителя Татмолсоюза, актуальными пока остаются вопросы платежей, взаиморасчетов и логистики. Но экспорт является перспективным направлением для развития молочного рынка России.

«Рынки сбыта очень большие: Китай, Ближний Восток, Африка. Например, Алжир потребляет в год порядка 400 тыс. т сухих молочных продуктов. Вся Россия производит порядка 120 тыс. т сухого молока. Недавно делегация от Республики Татарстан была на выставке Gulfood 2024, представили стенд. Практически все наши переработчики и производители были. Сейчас в переговорном процессе о поставках молочной продукции из РТ на внешние рынки. В настоящий момент активно ведутся переговоры», — сказал Пирогов.

В вопросе экспорта серьезное содействие сельскому хозяйству оказывает господдержка. Правительство РФ приняло постановление, которое с этого года повышает с 25% до 100% компенсацию расходов на транспортировку молочной продукции на экспорт.

«В России на субсидирование 100% логистических затрат при экспорте молокоемкой продукции было выделено 700 млн руб. Впервые в этом году была распределена компенсация капитальных затрат на приобретение оборудования для маркировки молочной продукции. Союзмолоко обращался с просьбой о создании этой меры поддержки и принимал активное участие в разработке нормативно-правовой базы. Перерабатывающие предприятия получат порядка 2 млрд руб. по этому направлению. Сохранение этих мер позволит развивать отрасль», — сказала Жебит.

Для производителей продукции действует еще одна мера поддержки. Из республиканского бюджета субсидируются недополученные доходы сельхозтоваропроизводителям, поставляющим молоко для детского питания. Это позволяет переработчикам закупать молоко по фиксированной, а не рыночной цене.

Единственным в Татарстане сертифицированным производителем молочной продукции для детей с первых дней жизни является ЗМК. Сырье для таких товаров поставляется только с тех ферм, которые имеют соответствующие сертификаты.

Перспективы для Татарстана в границах страны

Производители и переработчики республики ориентируются на внутренний рынок России. Для Татарстана отправка товаров в другие страны не является приоритетом, поскольку главные логистические хабы расположены достаточно далеко. Самый ближайший и перспективный – в сторону Китая, но он еще не готов, пока ведется строительство. Внутри страны еще достаточно возможностей для роста.

«По РФ среднее подушевое потребление в пересчете на цельное молоко – 240 кг в год. Норматив, рекомендованный минздравом – это 300-320 кг на человека. Есть еще огромный потенциал для внутреннего потребления. В республике его нет, показатель 340-350 кг. Надо работать над этим в других регионах», — сказал Пирогов.

По его словам, если увеличить потребление на 10 кг на человека, емкость рынка прирастет еще порядка 2 млн т. Это столько, сколько РТ производит за год.

Жебит считает, что в этом году объем потребления молочной продукции в России вырастет до 32 млн т. В 2023 году он составил 31,2 млн т.

«Мы ожидаем, что в этом году темпы роста доходов населения будут немного замедляться, соответственно, будет несколько ниже прирост темпов спроса на молочную продукцию: 2-3%», — прогнозирует Жебит.

При этом наращивание объемов будет происходить в условиях увеличения себестоимости производства. Рост цен на импортное оборудование, удорожание и усложнение логистических цепочек, прекращение поставок определенных видов упаковки, введение маркировки, усиление регуляторной нагрузки со стороны государства и другие причины уже увеличили затраты производителей, сообщила коммерческий директор ЗМК.

«Российские эксперты отрасли прогнозируют, что рост себестоимости производства и переработки молока в 2024 году продолжится. Это один из главных вызовов для молочников в новом году», — сказала Потапова.

Не все молочные товары дорожают

Увеличение затрат в прошлом году не оказало сильного влияния на цены. Рынок молочных товаров меняется умеренно, несмотря на рост себестоимости как в производстве, так и переработке, считает Жебит. Это поддерживало потребительский спрос: в среднем в течение 2023 года цены на молочную продукцию были выше уровня предыдущего года на 2,6% и сдерживали продовольственную инфляцию (в целом по продовольствию – рост на 4,6%). В декабре прошлого года, в сравнении с тем же месяцем в 2022-м, цены выросли на 0,5%, в целом по продовольствию – на 8,9%.

Исполнительный директор ассоциации Руспродсоюза Дмитрий Востриков сообщил РБК Татарстан, что по многим молочным продуктам в 2023 году наблюдался рост цен ниже уровня официальной инфляции. Отчасти этому способствовало снижение закупочных цен на сырое молоко. По состоянию на январь 2024 года, по сравнению с тем же месяцем прошлого года, сливочное масло подорожало на 4,8%, сыры на 2,4%, пастеризованное молоко на 2,2%, сметана на 1,4%, кисломолочные продукты на 0,5%, а творог на 0,15%. Стерилизованное молоко 2,5-3,2% жирности за год подешевело на 2,2%, 3,2% жирности – на 0,1%, сливки – на 1,2%.

Фото: пресс-служба АО «ЗМК»

«Что касается выбора товаров, чаще всего покупатели обращают внимание на упаковку, которая должна быть герметичной, без повреждений, сроки годности и состав продукции. Вся информация об этом должна быть в явном виде нанесена на этикетку. Также потребители при покупке обращают внимание на наличие у товара государственного знака качества, а также информации о дополнительных свойствах, например, прохождении органической или халяльной сертификации», — сказал Востриков.

Гарипова добавила, что в магазинах стали появляться отдельные полки для продукции по стандарту «халяль», а ритейлеры сейчас активно уточняют у поставщиков наличие таких продуктов в ассортименте. ЗМК выпускает большую часть продуктов под брендами «Очень важная корова» и «Васькино счастье» с сертификатами «халяль».

Что еще ждет рынок в этом году

Востриков рассказал, что среди актуальных трендов отрасли можно выделить ставку на увеличение, продолжение оптимизации и цифровизации бизнес-процессов, консолидацию и востребованность государственной поддержки.

По словам Пирогова, 2023 год Татарстан начал с большими запасами готовой молочной продукции длительного срока хранения. Как результат, снизились закупочные цены на сырье. С середины августа – начала сентября спрос у населения увеличился из-за роста доходов граждан. На хорошем уровне он держится до сих пор, и цена на сырье, соответственно, снова поднялась.

«Я думаю, в ближайший месяц мы будем наблюдать стабильную ситуацию по закупочным ценам. По Союзу производителей молока Татарстана цена выше на 4%, по сравнению с прошлым годом. В прошлом году в феврале уже было снижение, в этом – небольшой рост. Надеемся, что на протяжении года сильных колебаний не будет. Риск, который мы видим, это снижение потребления. Если спрос будет снижаться, это, конечно, негативно скажется на объемах переработки и на сырье», — сказал Пирогов.

Относительно новый тренд – продажи молочной продукции в онлайн-сегменте, отметила Гарипова. Прошлый год показал, что потребители все больше пользуются сервисами доставки продуктов. ЗМК уже давно сотрудничает с подобными компаниями, такими как «Яндекс Лавка», «Озон Фреш», «Самокат» и другими. Также предприятие продолжает работу с торговыми сетями, у которых есть собственная служба доставки продуктов, например, «Пятерочка», «Магнит»,«Лента», «Ашан».

«По данным исследования компании NielsenIQ, продажи в онлайн-сегменте за 2023 год выросли на 34,7%. Мы чувствуем это и на своем предприятии и сотрудничаем с соответствующими сервисами более 5 лет. Прогнозируем, что и в 2024 году рост продолжится», — сказала Потапова.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа
Pro
Подавленные чувства приводят к депрессии: как выйти из лабиринта эмоций
Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям
Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже