Татарстан, 09 авг 2017, 11:48

В России изобрели кепки, не дающие водителям спать за рулем

Пассажирские автобусы в РФ планируют снабдить системами контроля бодрствования водителей. Проработать такую возможность поручил президент РФ Владимир Путин. Как выяснил РБК-Татарстан, готовое решение на рынке уже есть
Читать в полной версии

«Совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» проработать вопрос и представить предложения об использовании водителями, осуществляющими перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, специальных технических средств, предотвращающих потерю внимания и концентрации», - говорится в поручении президента России правительству от 4 августа.

Доклад по нему должны представить до 30 сентября. Но, как удалось выяснить РБК-Татарстан, президенту покажут разработку компании «Нейротонус» - SleepAlert, систему контроля бодрствования, основанную на нейротехнологии.

Сканер активности мозга

Весь продукт представляет из себя кепку, на которой крепятся электроды, и браслет – для обеспечения безопасности весь комплект должен быть на водителе. Система опирается на два типа данных, которые получают от модуля, установленного в кепке, и браслета, рассказал РБК-Татарстан глава компании-разработчика.

«Электроды передают данные – электроэнцефалограмму (данные об активности мозга) и электромиограмму (мышечная активность и частота морганий). По ним мы определяем состояние, приближающее человека к засыпанию, к потере контроля», - пояснил генеральный директор компании «Нейроматикс» Владимир Статут.

При появлении первых признаков усталости водитель получает сигнал – звуковой с кепки, и тактильный – вибрация – от браслета. Сигнал, который поступает с браслета, передает данные о психофизиологическом состоянии. По ним техника выясняет не просто приближение засыпания, но и уровень концентрации, потери контроля – перенос внимания с внешних стимулов на внутренние.

«Водитель, предположим, может пройти тест перед тем, как он выходит на трассу. Тест покажет, что он находится в абсолютном тонусе, в хорошем состоянии, а по пути он может просто переключиться – начать думать о море, отпуске. Он отключиться от внешней действительности и потеряет таким образом концентрацию, что может привести его к аварийной ситуации. Система заранее предупреждает водителя, потому что будить его будет уже поздно», - говорит Владимир Статут.

Текущая версия модели, которая, как уточнил Статут, будет дорабатываться, стоит в розничной продаже 9,9 тыс. рублей. Планируется, что без подзарядки она будет работать до 10 часов. Вместо кепки производителя можно использовать любой головной убор. Заряжается устройство через микро-USB разъем от любого USB-адаптера.

Поющая разметка

Аналогичные решения на рынке есть, но какие-то – стоят дороже, другие – оценивают меньший спектр состояний водителя. Основные серьезные конкуренты, которых в «Нейроматиксе» называют партнерами, выходцы из «Нейронета» - площадки внутри Национальной технической инициативы. Это перспективные для России рыночные решения в сегменте нейротехнологий. Прототип SleepAlert «Нейроматикс» показала на Форуме стратегических инициатив 2016 году. Тогда же проектом заинтересовался инвестор – «Кси венчурс». Была создана новая совместная компания – «Нейротонус», выпустившая первую мелкую серию устройств.

Любопытно, что идея системы контроля бодрствования родилась как результат совсем другой работы. Команда «Нейроматикс», специализировавшаяся на изучении состояния геймеров во время игры, заметила, что принцип можно применить и в другой области. «Наблюдая за тем, сколько аварий происходит, мы поняли, что мы сможем из этого продукта сделать недорогое решение по контролю бодрствования водителей, и оно станет интересным для рынка, не говоря о том, что будет спасать жизни», - пояснил Статут.

Систему компании «Нейроматик» президенту РФ Владимиру Путину показали на выставке «Иннопром» в июле 2017 года. После мероприятия техникой заинтересовались власти Нижнего Новгорода и компании из Самары. Основные же розничные продажи сейчас приходятся на Москву и Санкт-Петербург. Доработка позволит использовать систему с диспетчеризацией и единым контролем на госзаказ или корпоративные заказы. Здесь можно будет получать данные не только о состоянии водителя, но и находится ли на нем устройство, его геолокация. Кроме того, будет вывод данных в мобильное приложение.

«С этой системой заснуть практически невозможно. Мы даже сами развлекались – если ее взять домой, одеть на голову, лечь в кровать, вы с ней не уснете. Я сравниваю наше устройство со спасательным кругом на пароходе. Вы взяли заряженное устройство, одели браслет, кепку, включили – на то время, пока система работает, вы в безопасности. Она не требует дополнительных систем диспетчеризации и программных продуктов. Просматривая новости об авариях, которые возникают по причине засыпания водителей, я понимаю, что если бы водитель был ответственным и использовал систему такого рода, то каждой второй аварии можно было бы избежать», - уверен Статут.

Представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин считает, что для создания системы контроля бодрствования водителей на дорогах нужны общие решения, а не только для пассажирских перевозок. «Я думаю, что нужно сделать какие-либо элементы дороги. Если это будут какие-то специфические приборы, многие водители не будут их устанавливать. Тем более, они нужны не только водителям автобусов, но и всем, кто ездит на далекие расстояния. За рубежом есть «поющая» разметка, есть шумовые полосы. Многие стараются сделать какие-либо элементы дороги, чтобы был охват всех водителей, а не каких-то конкретных категорий», - поделился мнением Хайруллин.

Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Есть ли способы перетянуть «черных» хакеров на светлую сторону
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части
Pro
Список требований к директорам по маркетингу вырос. Чего от них ждут