Татарстан, 10 янв 2022, 15:23

Жаркий январь: как протесты в Казахстане отразились на бизнесе Татарстана

Власти РТ рассчитывают, что протесты и чрезвычайное положение в Казахстане не отразятся на инвестпроектах и совместных предприятиях. Крупный бизнес Татарстана заверяет: угроз для СП на сегодня нет
Читать в полной версии

Татарстан в Казахстане, Казахстан в Татарстане

Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина в беседе с РБК Татарстан высказала мнение, что протесты в Казахстане не окажут влияния на реализацию совместных инвестиционных проектов. Она рассчитывает, что ситуация вскоре стабилизируется. 

«Все инвесторы из Казахстана, работающие на территории нашей республики, в основном, представляют малый и средний бизнес. Их проекты продолжаются в рабочем режиме. Крупные же инвестиции, в основном, идут, наоборот, от нас в Казахстан. Это ПАО «Камаз», ПАО «Татнефть» и некоторые другие компании», — сказала Минуллина.

В АО «Татспиртпром» РБК Татарстан сообщили, что с начала 2022 года приостановили отгрузки продукции в Казахстан, поскольку в режиме ЧП реализация алкоголя запрещена. Их, отметили в пресс-службе компании, планируется восстановить сразу же после снятия режима ЧП в стране.

«АО «Татспиртпром» представлено на рынке Казахстана с 2015 года. Наша компания экспортирует свою продукцию через сеть дистрибьюторов в Республике Казахстан. Так, например, если в 2015 году в Казахстане было реализовано 6 233 декалитров продукции, то за 2021 год было реализовано уже 50 255 дал. Хотим отметить, что за 2021 год прирост составил более 50% к факту экспорта 2019, доковидного, года. Также в наших планах – выход в сети «МАГНУМ» и «Metro «Кэш энд Кэрри», – рассказали в компании.

Руководитель пресс-службы «Камаза» Олег Афанасьев подтвердил, что работа предприятий компаний в Казахстане продолжается «в логике решений, принятых властями страны». «В настоящее время говорить о пересмотре ранее принятых инвестиционных решений не приходится. Реализация проектов продолжается», — сказал Афанасьев.

Аналогичную точку зрения высказали в пресс-службе ПАО «Татнефть». В компании сообщили, что реализация совместного проекта по строительству шинного завода KamaTyresKZ в Казахстане продолжается. «В период обострения ситуации мы следовали всем рекомендациям МИД России и местных органов власти. Сегодня наши специалисты работают в штатном режиме», – сообщили в «Татнефти».

Еще одним совместным проектом является НК «КазМунайГаз» по производству бутадиеновых каучуков в Атырауской области: между сторонами заключено соглашение о базовых условиях взаимодействия. Создано совместное предприятие. «Проект реализуется по согласованному между сторонами графику. На данном этапе специалисты «Татнефти» на территории Казахстана по данному проекту не работают», – рассказали в пресс-службе компании. 

В пресс-службе Казанского вертолетного завода сообщили, что предприятие в настоящее время не имеет действующих контрактов на поставку вертолетной техники и ее комплектующих в интересах эксплуатантов из Республики Казахстан.

Руководитель пресс-службы президента республики Лилия Галимова сообщила РБК Татарстан, что обращений о помощи от представителей бизнеса не поступало. «В данный момент совместно с полномочным представительством в Казахстане организована работа по эвакуации. Пока что общих обращений от бизнесменов не было», — сообщила она.

По ее словам, помощь в эвакуации получают все те, кто подал соответствующий запрос. В общей сложности, в Россию вернулись порядка 1,5 тысяч человек.

Сегодня полпред Татарстана в Казахстане Денис Валеев сообщил, что из страны на рейсах миноброны эвакуировались порядка 30 жителей РТ.

Активное привлечение

Глава АИР РТ Талия Минуллина отметила, что позиция Казахстана по привлечению инвестиций «до сей поры была весьма активной с учетом наличия мер государственной поддержки и предоставляемых гарантий». Среди них она озвучила свободный визовый режим, НДС 12%, возможность привлечения иностранной рабочей силы без квот и разрешений в период до ввода объекта в эксплуатацию и в течение года после, субсидии до 30% на стройку и оборудование, субсидирование банковских ставок по кредитам и так далее. 

«Экономические связи Казахстана и Татарстана имеют историю добрых взаимовыгодных отношений. Это хорошо видно по товарообороту. Это результат системной работы по развитию межрегиональных связей, в том числе с Восточно-Казахстанской, Актюбинской, Атырауской, Кызылординской, Алматинской и Костанайской областями и некоторыми другими территориями», — сказала Минуллина. 

По данным пресс-службы президента РТ, по итогам 2020 года татарстано-казахстанский товарооборот превысил $630 млн. Это на 14% больше, чем годом ранее.

Татарстанские предприятия поставляют в Казахстан топливо, нефть и продукты их перегонки, пластмассы, оборудование и механические устройства, средства наземного транспорта и так далее. Основной импорт приходится на медь и изделия из нее, электрические машины и оборудование, изделия из металлов.

Управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что разгоревшийся локальный конфликт в Казахстане не окажет серьезного влияния на торгово-экономическое сотрудничество с Татарстаном.

«Пока серьезного влияния протесты на работу совместных предприятий не оказали. Напомню, что Татарстан и Казахстан имеют долгую историю взаимовыгодного экономического сотрудничества. Среди основных совместных проектов важно выделить автомобилестроение, судостроение, вертолетостроение, нефтегазохимию, проекты в области высоких технологий. Если называть конкретные татарстанские компании, то в Казахстане так или иначе представлены интересы «Камаза», «Татнефти», «Таифа», Казанского вертолетного завода, Зеленодольского завода им Горького, ПАО «КМПО», АО «ПО ЕлАЗ», ООО «УК «КЭР-Холдинг», — рассказал эксперт. 

По его словам, протесты оказывают минимальное влияние на взаимодействие между предприятиями-партнерами.  «Возможно, незначительно снизится товарооборот за январь, но не думаю, что это будет нести глобальный негативный экономический эффект», — прогнозировал Жарский.

Первые протесты в Казахстане прошли 2 января на западе страны, в городах Жанаозен и Актау. Причиной недовольства стало резкое повышение цен на сжиженный газ, который является основным топливом для легкового транспорта в стране. В дальнейшем протесты распространились на другие города, в том числе и на самый крупный — бывшую столицу Алматы. Митинги переросли в беспорядки, которые сопровождались столкновениями с силовиками. В Алматы участники беспорядков захватили аэропорт и старую резиденцию президента. В зданиях администрации города, прокуратуры и местного отделения правящей партии произошли пожары.

5 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял отставку правительства. 8 января Нурсултан Назарбаев передал пост главы Совета безопасности Казахстана президенту. 

10 января в Казахстане объявлен днем общенационального траура по погибшим в результате беспорядков. По данным МВД Казахстана, в результате беспорядков задержали почти 8 тысяч человек.

Общий ущерб для бизнеса от беспорядков в Казахстане, передает РБК, превысил 93,7 млрд тенге ($216 млн).

Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость