Покупки в пандемию: в Казани открывают торговый центр-гигант
Как рассказала руководитель департамента торговых центров — директор по развитию UD Group Валентина Сахабеева, техническое открытие KazanMall запланировано на середину ноября, официальное – на начало декабря. UD Group является застройщиком и управляющей компаний нового ТЦ, который позиционируется, как самый большой в городе. Его площадь составляет порядка 140 тыс. м², ранее по площади лидировала «Мега» – 120 тыс. квадратов.
По словам Сахабеевой, инвестиции в проект составили 6 млрд рублей. Окупить их планируется за 10 лет.
Управляющая компания рассчитывает, что в период пандемии Kazan Mall будут посещать 20 тыс. человек в день. До эпидемии в ТЦ ожидали 25 тыс. человек ежедневно.
«История очень тяжелая: открываемся в пандемию. Но несмотря на это, к открытию зайдет чуть менее 70% арендаторов», – сказала Сахабеева.
Не перерезая «Ленту»
Полностью ТЦ, по ее прогнозу, будет заполнен в первом – втором квартале 2021 года. Из свободных площадей 16% должна была занять «Лента», с которой Kazan Mall не пришли к компромиссу по условиям размещения.
«Продуктовый оператор «Лента», с которым в 2018 году был подписан контракт, за месяц до открытия решил пересмотреть условия, посчитав, что они сильно пострадали от пандемии коронавируса, и предложив нам существенно уменьшить коммерческие условия. Мы на это не согласились. И сейчас происходит замена оператора», – сообщила топ-менеджер.
РБК Татарстан направил запрос на комментарий в «Ленту». Продуктовый гипермаркет откроет другой ритейлер, название компании Сахабеева не озвучила. По ее словам, еще по 7% площадей с арендаторами подписаны соглашения о намерениях (BTS).
«Стопроцентной занятости площадей не бывает никогда. Если загрузка составлять 95%, то это очень хорошо. Вакантные площади обязательно должны быть в любом торговом центре, и они есть», – сказала Сахабеева.
Она добавила, что порядка 45% площадей будут занимать арендаторы сегмента фешн. Помимо этого, будет представлена бытовая техника, товары для дома, развлекательная зона, общепит. В KazanMall будет открыт второй в столице РТ гипермаркет косметики и парфюмерии «Золотое яблоко».
Вынужденный шаг
Главный аналитик ГК «АЛОР» Алексей Антонов в беседе с РБК Татарстан назвал открытие Kazan Mall вынужденным шагом. По его словам, перед собственниками объекта будет стоять сложная задача – обеспечить заполняемость на приемлемых уровнях в условиях угрозы «второй волны» и привлечь востребованных у покупателей арендаторов с оптимальными условиями аренды.
«Полагаю, что введение в эксплуатацию еще одного крупного торгово-развлекательного центра, скорее, вынужденная мера, необходимость, чем реальная попытка закрыть недостающий спрос в торговых площадях. Ведь в городе функционирует свыше 50 таких объектов, общая площадь которых порядка 1 млн кв. м. Чуть менее половины этой площади приходится на наиболее качественные ТЦ, с площадью каждого свыше 70-100 тыс. м². Учитывая, что строительство KazanMall было запланировано задолго до начала серьезных изменений на рынке торговой недвижимости города, открытие молла можно расценивать как неизбежный факт», – сказал эксперт.
В Казани работает более 50 торговых центров, общей площадью более 1 млн квадратных метров. Качественное предложение (ТЦ с выигрышным расположением, располагающие стабильными арендаторами и так далее) представлено 12 торговыми и торгово-развлекательными центрами, торговая площадь которых составляет 403,6 тыс. квадратных метров.
По его словам, IV квартал в текущей ситуации является наиболее удачным периодом для открытия торгово-развлекательного комплекса. Покупателей, возможно, получится привлечь за счет активности якорных арендаторов и наиболее узнаваемых брендов. Могут быть задействованы разные механизмы – распродажи, акции и розыгрыши.
Меньше людей
«Полагаю, что если трафик будет обеспечен в 70-80% от нормы средней посещаемости, то это будет хороший результат. Однако это, скорее, прогноз на IV квартал, в I квартале будущего года вероятна серьезная просадка из-за отсутствия у населения свободных средств для покупок и высокой угрозы введения более жестких карантинных мер», – сказал Антонов.
Полномочный представитель Российской Гильдии управляющих и девелоперов в Татарстане Елена Стрюкова отметила, что при строительстве, девелопер рассчитывал на посещаемость не ниже 30 тыс. человек в день. Она считает, что в условиях пандемии такие факторы, как заполняемость и посещаемость, сейчас сложно просчитать и прогнозировать заранее. Но, в целом, на рынке торговых объектов города, по ее мнению, еще остались свободные ниши.
«По обеспеченности торговыми центрами (до открытия KazanMall), Казань среди городов-миллиоников Поволжья находилась на четвертом месте. Ниша для еще одного супер-регионального торгового центра была. То, что открытие пришлось на столь сложный для рынка торговой недвижимости момент, повлияет на темпы заполнения ТЦ и сроки его окупаемости, но, в целом, не снижает ценности объекта для города», – сказала Стрюкова.
Старший директор департамента стратегического консалтинга Cushman & Wakefield Ольга Ясько охарактеризовала рынок торговой недвижимости Казани, как насыщенный: составляет 294 кв. м на тысячу жителей сейчас, 340 тысяч – после открытия KazanMall. Это сравнимо с ситуацией в других, схожих по численности и доходам населения городах России. При этом в городе есть, как востребованные у арендаторов и покупателей объекты, так и теряющие посетителей.
Разделяй и властвуй
«С моей точки зрения, сейчас в том сегменте, в котором позиционируется новый торговый центр – крупные объекты длительного посещения, предлагающие не только возможности для совершения покупок, но и для досуга – самыми успешными являются «Парк Хаус» и «Мега». Причем, их географическое расположение таково, что они делят город примерно пополам – в зависимости от места проживания жители тяготеют к одному из них. Оба объекта обладают схожим набором популярных брендов, при этом «Парк Хаус» может похвастаться наличием кинотеатра», – сказал Ясько.
ТЦ KazanMall, отметила эксперт, расположен практически между двумя указанными торговыми центрами. В результате, с ними новому объекту придется делить аудиторию. «И здесь гонку выиграет сильнейший. Судя по заявленному составу арендаторов, будущий объект предложит отличный от двух конкурентов набор fashion-арендаторов, что для рынка города закономерно, потому у многих присутствующих торговых операторов не было планов по открытию новых магазинов. Значительный объем отведен под развлечения и объекты общественного питания, включая новые популярные форматы. Несомненно, KazanMall пришлось нелегко – помимо конкурентного рынка, в планы девелопера вмешалась ситуация с COVID-19», – сказала Ясько.
Эксперт добавила, что новый удачно расположенный объект на первых порах гарантированно привлечет посетителей, при условии, что власти не введут новых ограничений. «Дальнейшая же его судьба, с моей точки зрения, будет во многом зависеть от эффективного управления», – сказал Ясько.
Из-за пандемии коронавируса работа торговых центров была приостановлена в РТ с 28 марта по 15 июля 2020 года. Покупателей продолжали обслуживать только расположенные в их здания продуктовые и аптечные сети. Предприниматели заявляли о многомиллионных убытках.
После того, как власти дали разрешение на открытие, топ-менеджеры торговых центров рассказали РБК Татарстан о восстановлении покупательского трафика. Однако в октябре на фоне роста заболеваемости коронавирусом поток посетителей в ТЦ снизился к предыдущему месяцу на 5%. Оборот розничной торговли в целом сократился в регионе по 9 месяцев к аналогичному периоду прошлого года на 6,9%.
При этом власти региона неоднократно заявляли, что не планируют в целом ужесточать противоэпидемические меры, в целом, и закрывать торговые комплексы, в частности.