Татарстан, 11 янв 2023, 13:31

Золотое яблочко: в Татарстане снизились продажи iPhone

Сотовые операторы сообщили, что продажи iPhone в РТ заметно сократились. Люди отдают предпочтение более бюджетным гаджетам. Тренд фиксировали и маркетплейсы
Читать в полной версии

Данные операторов 

В Татарстане в 2022 году продажи iPhone снизились на треть по сравнению с 2021 годом, сообщила РБК Татарстан пресс-служба «МегаФона».

«Люди переключаются с более дорогих смартфонов на гаджеты средней ценовой категории, чаще китайских брендов. Сейчас у таких брендов порядка 80% рынка, хотя раньше в России они занимали долю в пределах 50%», — рассказали в компании.

Самой продаваемой моделью, по данным «МегаФона», в республике стал iPhone 12 с памятью 128 GB. К концу года цены на смартфоны Apple снизились на 6%, на самую продаваемую модель – на 12%.

В Tele2 сообщили, что штучные продажи iPhone в рознице сократились год к году на 4,5%. Продажи в течение года распределялись неравномерно. «В первом полугодии они сократились на 40% год к году, а во втором – выросли на 26%, что связано со стабилизацией поставок по параллельному импорту с июня 2022 года», — рассказали в компании.

Параллельный импорт начал работать в конце марта после того, как зарубежные компании ушли с отечественного рынка на фоне спецоперации на Украине.

Данный механизм разрешает ввозить в страну востребованные товары иностранного производства без согласия правообладателей. Формированием перечня товаров, разрешенных для ввоза по параллельному импорту, занимается минпромторг РФ.

В пресс-службе Tele2 добавили, что не производят централизованных поставок продукции Apple. «Дилеры Tele2 самостоятельно закупают продукцию Apple для продажи во франчайзинговой розничной сети», — сказали в телекоммуникационной компании.

Пресс-секретарь МТС в Татарстане Айгуль Арсланова сообщила, что в целом цены на iPhone остались на уровне начала 2022 года. 

«В прошлом году среди «яблочных» брендов татарстанцы отдавали предпочтение Apple iPhone 11 на 128 ГБ. При этом, активно росла доля китайских брендов – в январе 2022 года они составляли примерно половину проданных в розничной сети МТС в Татарстане смартфонов, в декабре – почти 80%. Самые быстрорастущие бренды – Tecno, Realme и Infinix. Средняя стоимость купленных гаджетов за год почти не изменилась и составила чуть больше 20 тыс. рублей», — рассказала она.

По данным пресс-службы ПАО «ВымпелКом» (бренд билайн) рынок проданных iPhone в 2022-м, по сравнению с предыдущим годом, сократился в штуках на 48%. Их доля в общем объеме продаж составила 10,3% от всех проданных смартфонов.

В общих продажах в штуках iPhone занял 4 место, уступив 3 место, которое занимал в 2021 году. При этом в денежном выражении iPhone продолжает лидировать, занимая 34% рынка в продажах смартфонов по итогам 2022 года.

«Важно понимать, что эти показатели не учитывают и не могут учитывать «серый» импорт, доля которого по нашим оценкам существенно выросла и на конец 2022 могла составить до 60% от общих продаж iPhone. С учетом таких объемов «серого» импорта общее падение продаж iPhone в России не выглядит существенным», — заявили в ПАО «ВымпелКом».

Показатели маркетплейсов

Спад продаж смартфонов Apple зафиксировал и казанский маркетплейс  KazanExpress. Продажи iPhone по Татарстану год к году снизились на 32%, в городах присутствия за пределами республики – на 19%. При этом половину устройств, купленных на маркетплейсе за 2022 год, заказали жители РТ.

В 2022 году, отметили в компании, спрос на смартфоны Apple был крайне неравномерным. «Если в январе он еще держался на уровне предыдущего года, то уже в феврале и марте буквально рухнул. В апреле интерес к гаджету снова резко вырос: на 9000%, затем были небольшие всплески в июне и августе. Сразу на 21000% взлетел спрос в сентябре, просел в октябре и снова вырос в ноябре», — рассказали в пресс-службе маркетплейса.

Так, если в январе самыми популярными были смартфоны от Xiaomi, следом шли iPhone и Samsung, то в феврале ощутимо выросла доля таких марок, как Honor, Inoi, Infinix, TECNO, Realme, Huawei. И в марте их покупали вдвое чаще, чем смартфоны от Samsung. В апреле рост от 336% до 9116% показали все смартфоны, с мая по август также все марки попеременно показывали небольшие рост и падение продаж, рассказали в KazanExpress.

К осени плавно снизился спрос на смартфоны Samsung и резко вырос на гаджеты TECNO, Infinix, Realme. С сентября по декабрь число заказов этих устройств ежемесячно росло в 1,5-2 раза. Во время осенних и зимних распродаж снова выросла популярность смартфонов Xiaomi и Samsung, подсчитали аналитики маркетплейса.

Чаще всего в 2022 году жители Татарстана покупали iPhone 12, наиболее популярная модель – на 64GB. Чуть реже выбирали iPhone 11 с аналогичным объемом памяти. «Мы не мониторим динамику цен, но средний чек на гаджет в январе составлял 34 824 руб., в декабре – 75 385 руб., в целом по году в РТ – 62 216 руб. Здесь нужно учитывать, что к концу года вырос спрос на более дорогие модели», — сообщили в пресс-службе KazanExpress.

При этом, по данным Wildberries, спрос на iPhone в Татарстане, напротив, продолжает расти. Так, во II полугодии 2022 года число их заказов на маркетплейсе выросло на 96%, по сравнению с I полугодием того же года.

«При этом если оценивать рынок по количеству проданных смартфонов в штуках, то в лидерах спроса остаются более бюджетные аппараты от китайских и корейских производителей, а продукция Apple же позиционируется, как премиальная и рассчитана на свою аудиторию покупателей», — сообщили в маркетплейсе.

В 2022 году, согласно данным продаж на Wildberries, этот тренд заметно усилился за счет прихода новых игроков. В топ-5 брендов сейчас входят корейские и китайские компании: Xiaomi, Realme, Samsung, POCO и TECNO, а в 2021 году в пятерку брендов входили Xiaomi, Samsung, Apple, Realme, ZTE.

«Жители нашей страны в целом делают выбор в пользу наиболее практичных моделей по демократичным ценам: средний чек составляет около 15 тыс. рублей за смартфон», — рассказали в пресс-службе Wildberries. 

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания
Pro
Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженностью
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
США проспали становление Китая. Что угрожает американской экономике
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить