Татарстан, 11 апр 2022, 12:23

Крым вместо Прованса: чем общепит РТ намерен заместить импортный алкоголь

Опрошенные РБК Татарстан рестораторы заявили, что переориентировались на отечественное пиво. Замену импортным винам может составить продукция юга РФ. Виски, джин и другие крепкие напитки производят в РТ
Читать в полной версии

РБК Татарстан опросил рестораторов Казани о планах по импортозамещению алкогольных, включая пиво, и безалкогольные напитки. 

Пенная история

Основатель Garipov Rest Family Айрат Гарипов рассказал, что российский рынок покинули чешские производители пива, частично – бельгийские. Прекратили поставки Америка, Ирландия, Англия, Италия. Однако на рынке, по его словам, остается практически вся Германия и так далее. «Все бьются за долю рынка. Продажи выстраивались десятилетиями в конкурентной среде. В маркетинг и развитие были вложены огромные деньги, и никто не хочет терять завоеванную долю», – считает ресторатор.

Айрат Гарипов добавил, что рост цен на импортный крепкий алкоголь в зависимости от бренда и вида продукции составляет от 15 до 35%. Все поставщики зарубежной продукции перевели дистрибьюторов на предоплату.

«Избирательность гостя в потреблении алкоголя зависит от категории заведения и того, насколько изощрен его вкус. Например, в ресторане Marokko, который посещает средний класс, мы решили не сопротивляться происходящему и заменили импортное пиво на отечественное, подобрав вкусы, скорректировали цены. Гости отреагировали позитивно. Если брать рестобар Dali, где, в большей степени, гости предпочитают вина, то к отечественному продукту подход несколько скептический. Но я думаю, что это вопрос времени, и вкусовые предпочтения наших гостей будут меняться. Хотя уже сейчас есть гости, которые настроены патриотично, и радуются переходу на отечественную продукцию», – сказал казанский ресторатор, соучредитель рестобара Dali Рамиль Гарипов.

С конца февраля и по настоящее время о прекращении деятельности (поставок и производства) на российском рынке сообщили производители таких брендов, как чешские Heineken, Carlsberg, Staropramen, Plzensky Prazdroj, Budejovicky Budvar и Bernard,и Velkopopovický Kozel и Gambrinus. AB InBev обратилась к контролирующему акционеру приостановить действие лицензии на производство и продажу бренда BUD в России и так далее. Также экспорт приостановила Diageo (бренды виски Johnnie Walker и White Horse, рома Captain Morgan, пива Guinness, водки Smirnoff) и другие.

Русская лоза

Исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ Галина Шарафутдинова высказала мнение, что заместить импортные вина сможет продукция Краснодарского края и Крыма. Потребители успели ознакомиться с ними. Если будет выстроено правильное ценообразование, то население готово к потреблению данных напитков.

«Я думаю, что по вину серьезной просадки не будет. Тем более, какие-то страны продолжат его поставлять. По крепкому алкоголю тоже будет достойное импортозамещение. Кроме того, нельзя исключать вариант, что  геополитическая ситуация стабилизируется, и все вернется на круги своя», – сказала эксперт.

Президент Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, владелец ресторанного холдинга «Татинтер Ресторантс» Зуфар Гаязов рассказал, что в советские времена вина общепиту поставляли Болгария, Венгрия и Румыния. Кроме того, в меню была представлена продукция из Крыма, а также из Грузии и Армении.

«Виноградники в Крыму сохранились. Помимо этого, что есть еще продукция Краснодарского края, разнообразную линейку предлагает «Татспиртпром», где в том числе запущено производство джина, виски и так далее», – сказал Гаязов.

Татарский градус

Директор по продажам АО «Татспиртпром» Ленар Нигматзянов отметил, что основу производства алкогольной продукции в России в целом и в Татарстане в частности составляет водочная продукция. Однако идет активное развитие производства «цветной группы», джина, виски, вина и так далее.

«Если основу алкогольного рынка составляет водка, то другие продукты тоже из год в год демонстрируют положительную динамику. Мы тоже не стояли на месте. В какой-то момент было принято решение выпустить виски, в прошлом году – джин», – сказал Нигматзянов.

По словам топ-менеджера, компания планирует наращивать сотрудничество с сегментом HoReCa, одним из векторов которого является работа по выпуску той продукции, которая наиболее востребована заведениями индустрии гостеприимства. «Например, сейчас в тренде вкусовые водки. На них делаются многие коктейли. Данный сегмент демонстрирует значительную динамику роста», – отметил Нигматзянов.

С газом или без

Основатель Garipov Rest Family Айрат Гарипов отметил, что находящиеся на территории РФ зарубежные заводы по производству напитков и продуктов питания продолжают работу. Существуют сбои в поставках сырья, но задача решается, предположил ресторатор, с помощью третьих дружественных стран. Завод-производитель тары тоже успешно продолжает свою деятельность. Также нет проблем и с импортной питьевой водой ряда брендов.

«Я думал, чем можно заменить Coca-Cola и Pepsi. Во-первых, есть продукция «Черноголовки», которая анонсировала выпуск напитка, идентичного импортному по вкусу. Во-вторых, в Татарстане под боком есть ундоровский источник. Также по питьевой воде есть «Боржоми», «Шифалы-Су» и так далее. В целом, импортную продукцию есть, чем заместить», – сказал Гарипов.

Председатель правления Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, соучредитель ООО «Кафе Сказка» Михаил Шарипов считает, что процесс импортозамещения алкогольных напитков может развиваться по тому же сценарию, что и в потреблении продуктов питания.

«Ситуация с алкоголем сейчас очень схожа с продуктовой историей прежних лет. В 2010 году татарский очпочмак по бизнес-модели полностью состоял из импортных продуктов. Бразильская телятина в заморозке по вкусовым качествам была лучше, картофель был из Голландии и так далее. Когда мы принимали решения в сторону местных производителей, было очень тяжело. Однако в 2013 году появились иностранные гости, которые хотели пробовать блюда из местных продуктов. А в 2014 году мы получили первый «щелчок», когда значительно вырос курс доллара, с рынка ушла бразильская, австралийская продукция. Это был переломный момент, когда на рынке начали появляться качественные местные продукты», – сказал Шарипов.

По его словам, платежеспособные потребители сейчас нацелены на продукцию местных производителей при том, что цена таких продуктов может быть выше, однако покупатель получает информацию, где, в каких условиях, из каких ингредиентов они произведены. Аналогичная ситуация с производимым в республике алкоголем – граждане могут приехать на завод и посетить экскурсию, ознакомившись с условиями производства.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Pro
Работа без роли: зачем и как внедрять систему «плавающих» должностей
Pro
Важнее еды: кого обогнала Broadcom на пути в клуб триллионеров
Pro
Рекордная ставка и доллар под ₽115. Чем запомнился инвестору 2024 год
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
6 технологий, за которыми финансовой отрасли стоит следить в 2025 году
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США