Госсовет vs алкоголь: в РТ поддержали запрет на спиртное в малых кафе
Сегодня Госсовет Татарстана принял в I чтении закон о запрете на реализацию алкоголя в заведениях общепита, которые находятся в жилых домах и у которых площадь для обслуживания клиентов, менее 50 м². Против проголосовали 6 депутатов, такое же количество воздержались.
Против алкоголизации и коронавируса
«Поскольку мы не можем ограничить деятельность объектов общепита в многоквартирных домах по типам предприятий, не вступая в противоречие с федеральным законодательством, законопроект предлагает ограничение по площади. Если этого не сделать, то во многоквартирные дома вернуться 150 рюмочных, баров с залами обслуживания не менее 20 кв. метров, которые были закрыты в 2015 году», – сказал в докладе один из разработчиков законопроекта Ринат Гайзатуллин.
В качестве еще одного аргумента депутат привел профилактику распространения коронавируса, напомнив о дистанции в 1,5 м между столами. «Мы, в первую очередь, ориентировались на защиту здоровья граждан и обеспечение их безопасности», – сказал он.
Полный запрет на продажу алкоголя в заведениях, которые располагаются в жилых домах, Гайзатуллин назвал преждевременным и ведущим к увеличению объемов сбыта продукции без лицензии, фальсификата и так далее. В свою очередь, это повлечет рост числа алкогольных отравлений. Помимо этого, субъекты предпринимательства создают рабочие места. Тем заведениям, что попадут под запрет, авторы законопроекта предлагают разрешить доработать до истечения срока лицензии.
Гайзатуллин заявил, что в республике, если закон будет принят, закроются 26 объектов общепита. Он охарактеризовал их как «наливайки». По словам депутата, аналогичные ограничения рассматривают еще в 17 регионах страны.
Пьянству – бой
Парламентарии, принявшие участие в обсуждении законопроекта, сошлись во мнении, что он нуждается в доработке. При этом большинство участников дискуссии выступили в поддержку полного запрета на торговлю алкоголем во всех объектах, что находятся в жилом фонде.
Депутат Светлана Захарова предложила запретить открывать объекты общепита в новых домах, внеся изменения в Жилищный кодекс, закон об охране общественного порядка и так далее. Она отметила, что проблема актуальна для Набережных Челнов, где в новых домах располагаются по 5-6 заведений, реализующих алкоголь.
«Это шум, нарушение общественного порядка, граждане нас просят принять меры», – сказала депутат. Помимо прочего, она предложила ввести меры поддержки для тех предпринимателей, чей бизнес попадет под запрет.
Николай Атласов озвучил инициативу запретить продавать спиртное в заведениях, площадь залов которых составляет 100 или 150 м², или пойти на полный алкогольный запрет для общепита в жилых домах. Он рассказал, что обсуждал законопроект с мэром Набережных Челнов Наилем Магдеевым.
«К мэру поступает большой поток обращений с просьбой навести порядок в сфере оборота алкогольной продукции: слишком много пьяных, причем, во дворах жилых комплексов. Его рассадниками являются так называемые «наливайки», расположенные в многоквартирных домах и торгующие алкоголем», – сказал Атласов.
По состоянию на 1 июня, добавил депутат, спиртное в городе продают 250 объектов, из них 150 он отнес к категории «наливаек». По итогам 5 месяцев года, поступило 292 сообщения о происшествиях в данных объектах общепита, что троекратно превысило показатели аналогичного периода прошлого года. Атласов заявил, что в Набережных Челнах за год на 18,7% увеличилось количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.
«Ко мне, как к депутату, обращаются люди с требованием запретить торговлю алкоголем в жилых домах», – сказал он.
Инициативу о полном запрете на продажу спиртного в объектах, расположенных в жилых домах, поддержал Ильдар Шамилов. Он назвал вводимый новым законом запрет «каплей в море», поскольку в регионе действуют порядка 4 тыс. небольших точек продажи алкоголя в жилых домах. Со ссылкой на данные проекта «Трезвая Россия», депутат заявил, что в них реализуется 80% контрафакта. От отравлений алкоголем в стране в прошлом году скончались 6 тыс. человек, что на 14% больше, чем годом ранее.
Роман Мугерман предложил вернуть законопроект разработчикам, назвав его не отражающим суть проблемы.
Без права на ошибку
Против запрета на продажу алкоголя в заведениях общепита с залами, менее 50 м², выступил Марат Галеев. «Алкогольный рынок во всех странах всегда регулировался. Но цена ошибок в этой политике зачастую была для государств фатальной», – сказал он. Например, в США, отметил он, «сухой закон» привел к росту организованной преступности.
Галеев также посетовал, что коллеги по парламенту в ходе обсуждения попытались направить законопроект на борьбу с алкоголизацией населения. Он призвал не путать пункты общепита с объектами торговли.
«Федеральный закон не предусматривает ограничений на торговлю, и мы не можем в обход него взять и написать в эмоциональном порыве все, что нам мерещится. Если мы закроем все, то пьяных будет больше. Если следовать логике, то малых кафе нужно открывать больше, чтобы люди могли проводить время культурно», – сказал Галеев.
Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин предложил принять законопроект в первом чтении и начать работу над поправками. Для этого, по его мнению, нужно выяснить, какая ситуация сложилась в районах и крупных городах республики. «Не исключаю, что можно будет провести парламентские слушания по данному вопросу с приглашением организаций торговли, общественников. Тогда мы поймем, какую ситуацию нужно узаконить в республике. Полагаю, что это не навсегда, а только на время пандемии, чтобы ограничить контакты людей», – сказал Мухаметшин.
4 июня исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ Галина Шарафутдинова в беседе с РБК Татарстан заявила, что закон ставит под угрозу работу порядка 10-15% заведений общепита региона. Принятие закона, по ее словам, грозит закрытием популярным у клиентов и не создающим неудобств для жителей многоквартирных домов гастробарам и гастрокафе, крафтовым заведениям и так далее. «Их площадь для посадки клиентов как раз попадает под эти критерии, и в случае принятия закона они будут подлежать закрытию, поскольку располагаются в жилом фонде», – сказала Шарафутдинова.