Татарстан, 12 сен 2014, 00:19

Предвыборная агитация в РТ запомнится "войной юристов"

В Татарстане подходит к концу период предвыборной агитации, который длился чуть меньше месяца. За день до "дня тишины" 13 сентября представители партий и эксперты сошлись во мнении, что кампания прошла "живее", чем предыдущие и запомнится им "войной юристов".
Читать в полной версии
Фото: РБК-Татарстан

В Татарстане сегодня заканчивается период предвыборной агитации, который длился чуть меньше месяца. В преддверии "дня тишины" 13 сентября представители партий и эксперты сошлись во мнении, что кампания прошла живее, чем предыдущие и запомнится "войной юристов", повлекшей за собой снятие одной из восьми партий, и вялыми теледебатами.

Агитация стартовала 16 августа и завершается 12 сентября накануне "дня тишины". По словам доктора политических наук, профессора КНИТУ-КХТИ Сергея Сергеева, она прошла "живее", чем пятью годами ранее, но считать нормальным снятие с предвыборной гонки "Яблока" он бы не стал. "Это может быть у одномандатников, но "Яблоко" имеет 20-летнюю истории, поэтому случай для Татарстана чрезвычайный, - считает эксперт. - С этой партией кампания прошла бы гораздо интереснее".

Председатель регионального отделения партии "Справедливая Россия" в Татарстане Рушания Бильгильдеева, наоборот, огорчена, что партии не удалось полностью снять кандидатов от "Яблока" с выборов: "К сожалению они выдвинулись по одномандатным округами". Ранее в Верховном суде РТ эсерам не удалось снять с предвыборной гонки партию "Родина". "Что это за партия, в которой три человека? Не надо дурить людей, это же смешно!" - сказала РБК-Татарстан глава татарстанских справороссов.

Напомним, ЦИК РТ аннулировала регистрацию республиканского партсписка кандидатов от "Яблока" для участия в выборах 26 августа. Это пришлось сделать по решению Верховного суда России, который отменил постановление о регистрации четырех из шести кандидатов "яблочного" партсписка.

Эксперты отмечают, что местные ТВ-каналы нашли "не совсем подходящее" время для телевизионных дебатов, а их участники, по словам Сергеева, "разогрелись" только к концу агиткампании, и только благодаря КПРФ. 8 сентября в эфире телеканала "Россия 1" третий в партсписке эсеров Альмир Михеев и второй секретарь рескома КПРФ Артемом Прокофьевым эмоционально обменялись обвинениями в мошенничестве и попытках воспользоваться чужими проектами. "Та дискуссия стала самой интересной за время всей агиткампании и мне очень понравилась, - согласилась с Сергеевым Бильгильдеева. - То, что показывали на телеканалах - это зародыш теледебатов, поэтому назвать их жаркими я не могу".

Второй секретарь рескома КПРФ Артем Прокофьев в дебатах со справороссом ничего "горячего" не нашел, назвав дискуссию "нападением на КПРФ как на центр оппозиции" и "попыткой другой партии выслужиться перед своими хозяевами". "Кампания с самого начала отличается большим количеством партий, но агитационный период показал, какие политические силы работают, а какие являются политическим МММ, - считает Артем Прокофьев. - По сравнению с 2009 годом кампания проходила в несколько ином ключе, так как пять лет назад страна все-таки находилась в экономическом кризисе и многих интересовал вопрос выхода из него. Не такой острой кампания была и потому, что большая ее часть пришлась на лето, когда многие избиратели были в отпусках".

Татарстанские единороссы высоко оценивают собственную агиткампанию. Она ведется "честно и открыто, поэтому и проблем быть не может", сообщил в письменном ответе РБК-Татарстан заместитель премьер-министра и глава избирательного штаба "Единой России" республики Юрий Камалтынов. По его словам, партия рассматривала избирательную кампанию как "серьезную работу", и поэтому "вышла к людям – в районы и поселения". За два с небольшим месяца партия провела 150 "народных сходов" с участием 300 тыс. человек, за время которых кандидаты собрали свыше 2,5 тыс. предложений граждан - например, по улучшению работы пенсионной системы и ЖКХ, по усилению контроля за суррогатным алкоголем. Камалтынов пообещал, что они лягут в основу программы татарстанского отделения партии на ближайшие пять лет, которую разработают в октябре.

"Агитационная кампания показала наш главный недостаток - нехватку денег на покупку платного эфирного времени. Однако люди узнали о нас, когда мы собирали 15 тыс. подписей в свою поддержку, - поделился с РБК-Татарстан первый секретарь татарстанского отделения партии "Коммунисты России" Альфред Валиев. - А теледебатов не было: нам закрывали рот, когда мы критиковали власть и другие партии, не было дискуссий, как на выборах в Госсовет РТ в 90-х годах". По мнению Альфреда Валиева, в целом кампания прошла интереснее 2009 года, и он доволен, что их "как-то пропустили" к предвыборной борьбе.

Завкафедрой конфликтологии КФУ Андрей Большаков назвал агиткампанию по выборам республиканского парламента "типичной для кампаний регионального уровня, отметившейся небывалой прежде "войной юристов". "Не до всех избирателей также доходили агитационные материалы кандидатов по одномандатным округам и даже партий - охватить широкие массы оказалось под силу только состоятельным участникам кампании", - считает эксперт.

Политолог говорит, что агитационная кампания не изменила расклад по результатам выборов - лидерами станут "Единая Россия" и КПРФ, а ЛДПР и "Справедливая Россия" будут бороться за прохождение пятипроцентного барьера. Остальным же участникам предстоит выполнить роль статистов.

По данным ЦИК РТ, на 9 сентября "Единая Россия" потратила на избирательную кампанию 24,6 млн рублей, на счету оставалось 5,4 млн рублей. Все до копейки из избирательного фонда в 5,1 млн руб. израсходовала "Справедливая Россия", КПРФ потратила 3 млн рублей, в фонде партии оставалось около 400 тыс. рублей. ЛДПР потратила из избирательного фонда все 2,1 млн рублей, "Коммунисты России" израсходовали 1 млн рублей - на их счету на 9 сентября оставалось чуть меньше 200 тысяч.

Иван Скрябин

Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе