Татарстан, 12 июл 2023, 10:00

Цвет и цена: в Казани прогнозировали массовый уход водителей такси в тень

В казанском сервисе заказа такси негативно оценили идею о единой цветовой гамме кузовов авто. Новый закон, внесенный в Госсовет РТ, приведет к уходу легальных перевозчиков. Этому же поспособствуют федеральные изменения
Читать в полной версии

РБК Татарстан направил запросы в сервисы такси, которые работают на территории республики, об изменениях, которые несут изменения в федеральном и региональном законодательстве.

Белый и желтый

Руководитель пресс-службы сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников назвал норму об установке единого цвета для такси прихотью чиновников, ведущей к дополнительным необоснованным расходам перевозчиков, создающей административный барьер для входа на рынок и легализации самозанятых водителей.

Кабинет министров Татарстана в июле внес в Госсовет региона проект закона об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Как и закон 2011 года, он содержит требования к цвету такси: белые и желтые авто.

Как отметил Стенников, пользователи такси не хотят переплачивать за то, что не влияет на поездку, а пользователям бизнес-тарифов в принципе не нужен автомобиль в цвете и символике такси.

Право субъектов РФ устанавливать единую цветовую гамму автомобилей такси на своей территории действует с 2011 года, норма перенесена и в новый закон о такси. Требование к цвету устанавливается законодательством субъекта РФ.

По данным, которые предоставили РБК Татарстан в сервисе «Максим», за 12 лет этим правом воспользовалось чуть более 20 регионов. И там перевозчики массово аннулировали свои разрешения, уйдя в тень, темпы выдачи новых разрешений  снизились в разы.

В некоторых регионах потом приостанавливали или совсем отменили требования к цвету, в ряде регионов говорят о намерении его отменить. 

Стенников отметил, что подавляющее большинство водителей работает на личных автомобилях. «Фактически, это самозанятые граждане, которые не имеют лишних средств и не видят смысла портить свой автомобиль, резко снижать его остаточную стоимость. Как правило, это единственный автомобиль в домохозяйстве, который используется и для работы, и в личных целях. В установлении единого цвета такси действительно нет никакого практического смысла», — уверен представитель компании.

Цвет такси, по его мнению, не является аргументом в пользу безопасности. Гораздо важнее цвета автомобиля такие факторы, как качество и безопасность дорог, уровень обучения в автошколах, воспитание людей, желание ценить свою и чужую жизнь, заявил Стенников.

«В России уже много лет не принято ловить машину, чтобы выискивать такси в потоке транспорта. Если в Казани появится какая-то компания, нацеленная исключительно на посадку пассажиров от бордюра, она должна иметь возможность выбрать себе любой фирменный цвет для узнаваемости. Как «Желтое такси» на Манхэттене, хотя в Нью-Йорке работают автомобили такси разного цвета», — отметил руководитель пресс-службы такси «Максим».

Стенников прогнозировал, что отрасль такси в недалеком будущем ждут сложности из-за изменений на федеральном уровне. Как сообщило в июне текущего года издание «Известия», осенью цены на такси в России могут вырасти в несколько раз из-за новых правил для агрегаторов такси, предусматривающих штрафы за передачу заказов водителям без официальной лицензии.

«На данный момент главное достижение отрасли в том, что такси стало доступной и по-настоящему массовой услугой. Практически исчезла уличная преступность, потому что люди попросту перестали ходить по ночам пешком. Приложение для заказа такси стало таким удобным, его освоили многие пожилые люди и тоже активно пользуются услугой», — сказал Стенников.

Из-за непоследовательного регулирования отрасли, все функции, перечисленные выше, могут быть утрачены. После 1 сентября, когда федеральный закон № 580 о таксомоторных перевозках вступит в силу, прогнозировал Стенников, на рынке может не остаться легальных перевозчиков. Сейчас до 90% от всех заказов выполняют самозанятые водители на личных автомобилях, новый закон предъявляет к ним требования, которые невозможно будет выполнить.

«Например, для включения автомобиля в региональный реестр такси и получения разрешения на работу водитель должен купить ОСАГО по тарифу для такси. На данный момент в Казани из 46 тысяч водителей, сотрудничающих с сервисом, только у 711 есть полис необходимого образца. Это связано с тем, что страховые компании отказываются страховать автомобили, которые будут использоваться для пассажирских перевозок. А стоимость самого полиса может превышать доход самозанятого водителя за два месяца.

Осенью работать легально смогут только эти 700 человек. Остальные перевозчики будут вне закона. Сервисам просто некому будет передавать заказы, цены на поездки вырастут в разы. Многим пассажирам придется отказаться от услуги вообще или ловить автомобили «с руки». Но такие поездки гораздо менее безопасны, так как их невозможно отследить или как-то проконтролировать», — считает представитель компании.

Руководитель пресс-службы такси «Максим» отметил, что в Татарстане достаточное количество водителей, которые готовы работать. Главная проблема состоит в том, что осенью многие таксисты не смогут легализовать свою деятельность, и будут вынуждены уйти из отрасли. А новых перевозчиков не появится по той же причине.

«По статистике в городах-миллионниках на такси приходится до 50% от общего объема пассажиров, перевозимых наземным транспортом. Представьте, что 1 сентября все эти люди не смогут заказать такси и захотят воспользоваться другим видом транспорта. Ни одна система не выдержит такого наплыва пассажиров, произойдет транспортный коллапс», — подытожил Стенников.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан  

Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы