Госсовет против правового вакуума: в РТ разработали закон о беспилотниках
Законопроект «Об инновационных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрят 20 февраля на сессии Госсовета РТ. По словам депутатов, с этого начнется работа над законодательным регулированием деятельности беспилотников на федеральном уровне. Об этом сегодня на пресс-конференции заявил председатель парламентского комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Лутфулла Шафигуллин.
«Для совершенствования систем высокоавтоматизированных автомобилей нужна практика. Они должны ездить по дорогам общего пользования, однако этому мешает правовой вакуум. В целях создания правовых условий была образована рабочая группа по разработке проекта федерального закона. Работа над законопроектом показала, что требуется комплексный подход к созданию нормативно-правовой базы. Это обеспечение взаимодействия инновационного транспортного средства с другими автомобилями, адаптации и мобилизации дорожной инфраструктуры, вопрос ответственности, страхования и так далее. Мы надеемся, что будет сделан первый шаг на пути к внедрению этих технологий в повседневную жизнь», – сказал Шафигуллин.
Депутат Госсовета РТ Марат Галеев отметил, что в странах Европы принято порядка 400 нормативных актов, которые регламентируют порядок использования беспилотных транспортных средств.
«В России среди нормативных актов есть один – это постановление правительства РФ о проведении четырехлетнего эксперимента от 2018 года. В 2022 году, когда эксперимент закончится, будут приниматься дальнейшие решения. Однако уже сейчас необходима нормативная база. Разработчики действуют без каких-либо стандартов. Это ведет к тому, что они могут зря потратить время», – сказал Галеев.
Он подчеркнул, что закон будет рамочным. «Определены те аспекты, которые обязательно нужны. Например, необходимо ввести особое страхование, технические осмотры, сертификацию», – сказал Галеев.
По его словам, потребуется изменение целого ряда федеральных законов, в частности связанных с автомобильными дорогами. «На мой взгляд, дороги должны будут отвечать определенным критериям и требованиям. Например, зимой не видно полос, может резко образоваться гололед. Поэтому дорога должна быть оснащена приборами, которые мониторят ее состояние. А беспилотник должен уметь на это реагировать», – сказал Галеев. Он отметил, что стандарты для дорог могут стать более жесткими.
Лутфулла Шафигуллин обратил внимание, что закон, если его примут, стимулирует развитие сопутствующих технологий. «Сотовые операторы задумаются о развитии сетей 5G. Например, о том, чтобы покрыть этой технологией участок дороги от Набережных Челнов до Казани. Пока никто не думал, сколько это стоит, какое необходимо оборудование, где будут стоять базовые станции», – сказал Шафигуллин.
Напомним, если законопроект примут в Татарстане, то в дальнейшем направят на рассмотрение в Госдуму России.
Напомним, что в Татарстане проходят испытания беспилотного транспорта. В Иннополисе с августа 2018 года стартовало тестирование дистанционно-управляемого такси «Яндекс». 26 декабря прошлого года вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов сообщил, что машины совершили порядка 1 тыс. рейсов. Также беспилотный транспорт тестирует «КАМАЗ».