Напитки покрепче: в Татарстане вырос спрос на алкоголь
Заместитель руководителя Госалкогольинспекции РТ Рустем Арсланов сообщил, что в 2023 году на конец апреля наблюдается небольшой рост продажи алкогольной продукции по сравнению с 2023 годом.
Например, на конец апреля пива было реализовано 84,4 тыс. декалитров против 67,8 тыс. дал за аналогичный период прошлого года. Ликеро-водочных изделий было реализовано 244,9 тыс. дал против 242,3 тыс. декалитров.
В то же время продажи водки снизились с 854 тыс. дал в прошлом году до 849,5 тыс. декалитров в текущем.
В конце апреля ТАСС со ссылкой на данные Росалкогольрегулирования сообщило, что в I квартале 2023 года продажи алкоголя разной крепости в России выросли год к году на 2,7%.
Продажи слабоалкогольной продукции выросли на 14,9% до 4,3 млн декалитров. Спрос на крепкие ликеро-водочные изделия крепостью более 25% вырос на 31,7% до 3,3 миллиона декалитров.
Спрос на водку и коньяк вырос на 0,4% и 8,5% до 18,5 миллиона и 3,3 млн декалитров соответственно.
«Потребление алкоголя в целом в Татарстане продолжает умеренно расти. Хотя по сравнению с прошлым годом темпы роста снизились. Например, по водке произошло снижение на 0,5%, прогнозируем сохранение тенденции снижения рынка водки в районе 2%», — рассказал РБК Татарстан заместитель генерального директора по коммерческим вопросам АО «Татспиртпром» Юрий Карякин
За первые 4 месяца 2023 года положительная динамика на алкогольном рынке республики составила порядка на 2% в натуральном выражении. Аналогичную динамику роста показывает и продукция компании.
Прошлый год, по словам Карякина, характеризовался нетипичным всплеском на алкогольном рынке, обусловленную совокупностью различных факторов. «В 2023 году мы наблюдаем стабилизацию рынка, на фоне высокой прошлогодней базы рост в 2% – это хороший рост», — отметил замгендиректора компании.
Спрос на водку в январе-апреле к тому же периоду прошлого года снизился, по словам Карякина, на 0,5%. А потребление напитков коньячной группы выросло почти на 12%, по другим алкогольным напиткам, за исключением коньяка, прирост составил порядка 3%.
Продажи водки АО «Татспиртпром» на территории республики находится на уровне прошлого года, другого крепкого алкоголя, кроме водки и коньяка, –выросли на 7%.
«Долгосрочная тенденция заключается в снижении потребления водки и в перераспределении спроса в пользу других категорий напитков. В 2022 году преобладала обратная, краткосрочная тенденция – складывались условия, благоприятствующие росту спроса на водку», — считает Карякин.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА (Москва) Вадим Дробиз предоставил РБК Татарстан данные о розничной продаже алкогольной продукции в магазинах Татарстана в январе-апреле прошлого и текущего года.
По данным ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта), за первые 4 месяца года продажи спиртного в розничных магазинах Татарстана выросли практически по всем категориям. Исключение составили винные напитки, изготовляемые без добавления этилового спирта (5,6 тыс. дал в этом году против 20,1 тыс. – в прошлом). Также снизились продажи ликеро-водочных напитков с содержанием спирта до и выше 25% включительно от объема готовой продукции.
Водки было продано 828,6 тыс. декалитров, в январе-апреле прошлого года –826,6 тыс. дал, игристых вин и шампанского – 86,3 тыс. дал (81,8 тыс. декалитров в 2022-м), коньяка – 112,8 тыс. дал против 104,8 тыс. дал и так далее.
В феврале 2023 года Дробиз сообщил РБК, что в 2022 году в стране фиксировалось перепроизводство продукции по всем категориям, в особенности, крепкого алкоголя. «Каждый производитель надеялся, что импорт исчезнет, и нужно было успеть заполнить рынок своей продукцией, но уже в IV квартале 2022 года в части секторов можно было наблюдать снижение производства – компании гармонизировали производство с запросами рынка», — сказал Дробиз. Производство виски, рома и джина в России растет по причине их импортозамещения, но значительного роста потребления такой продукции на рынке нет, уверен Дробиз. «В производстве виски российские производители только начинают переходить к полному циклу производства, и пройдет много лет, прежде чем значительная аудитория начнет предпочитать его зарубежному продукту», — считает эксперт.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан