Завод СМС грозит «Нэфису» убытками почти на 1 млрд рублей
Сейчас на заводе по производству синтетических моющих средств (ООО «ЗСМС») хозяйствует ликвидационная комиссия, а в Арбитражный суд РТ поданы иски о признании компании банкротом. Предприятие так и не смогли запустить: его готовность составляет 70%, а на достройку не достает 503 млн рублей, которые должен был выделить «Татфондбанк» в качестве последнего транша по кредиту. Но не успел из-за отзыва у него лицензии. Целый год владельцы компании искали средства для сдачи его в эксплуатацию, ежедневно неся многомиллионные убытки. Но так и не нашли.
«ГК «Нэфис» не комментирует ситуацию с ООО «Завод по производству СМС», так как ООО «ЗМСЗ» не входит в Группу компаний «Нэфис». Обращаем ваше внимание: ни ранее, ни сейчас «Завод СМС» не входил в ГК «Нэфис», АО «Нэфис Косметикс» был одним из инвесторов. Сейчас, в связи с тем, что инвестирование со стороны ТФБ по известным причинам прекращено, проект, насколько нам известно, заморожен самим ЗСМС. Соответственно, «Нэфис Косметикс» не может сейчас говорить о размещении заказов на этой площадке», - сообщили РБК-Татарстан в пресс-службе ГК «Нэфис».
Между тем, банкротство ООО «ЗСМС» ударит и по самому «Нэфису», который вложил в проект 927 млн рублей, предоставил свою площадку и выступил поручителем по кредиту, отдав в качестве залога здание завода сухих чистящих средств и более 100 единиц грузового транспорта Казанского маслоэкстракционного завода (МЭЗ).
Напомним, строительство завода стартовало в начале 2016 года, а в эксплуатацию его планировалось ввести 1 февраля 2017 года. Пятиэтажное здание имеет площадь 9 тысяч кв. м, номинальная производственная мощность предприятия - 220 тысяч тонн порошка в год, а численность персонала - 200 человек.
Изначально в масштабном проекте участвовали три стороны: АО «Нэфис Косметикс», ООО «Завод по производству СМС» в лице его единственного владельца и бывшего акционера «Нэфиса» Юрия Ляшенко и Татфондбанк, который стал основным инвестором. ТФБ в июне 2016 года открыл кредитную линию на 3,9 млрд рублей под 15% годовых. Господин Ляшенко должен был построить завод, а после его сдачи в эксплуатацию - производить порошок для АО «Нэфис Косметикс» и других заказчиков.
Почему была выбрана такая необычная схема, ранее генеральный директор АО «Нэфис Косметикс» Рустем Нуреев объяснял так: «В свое время мы задумывались о постройке нового завода. Но это означает отвлечение сил всей команды. Мы поступили по-другому, отдав строительство завода на аутсорсинг. А сами решили сфокусироваться на увеличении продаж, увеличении доли рынка. После того как предприятие заработает, оно будет производить для нас по аутсорсинговой схеме часть продукта, а мы будем платить за услуги».
Основные перечисления по заключенному кредитному договору Татфондбанк сделал в июне, августе и сентябре 2016 года, выдав 3,397 млрд рублей. На эти средства было построено здание, закуплено и установлено оборудование. Но последний транш в размере 503 млн рублей банк сделать не успел. В результате завод СМС пал жертвой разразившегося банковского кризиса.
Второй участник проекта - АО «Нэфис Косметикс» - тоже не смог помочь материально, поскольку, по словам Рустема Нуреева, «у предприятия много ограничений со стороны других банков по другим кредитным договорам».
Найти же стороннего инвестора гендиректору завода Юрию Ляшенко не удалось: обычно банки финансируют проекты с нуля и никто не хочет выделять деньги на достройку.
Осталось в стороне и государство, хотя на выходе могло бы получить уникальный завод. По задействованному высокотехнологичному современному оборудованию, полной автоматизации производства с гибким процессом переналадки и смены рецептур ЗСМС сегодня нет равных. В основе производства лежит японская технология Shugi, позволяющая выпускать высококачественный гранулированный стиральный порошок без пылевой фракции. В таком порошке равномерно смешаны компоненты, за счет чего он быстрее растворяется в воде и более эффективен по сравнению с конкурентами. Оборудование для завода также было закуплено у владельца технологии - компании Hosokawa Micron, являющейся одним из мировых лидеров в области производства оборудования для обработки порошковых материалов.
Обидно, что никто не протянул руку помощи высокотехнологичному производству, которых в России осталось не так много.