Татарстан, 13 ноя 2015, 16:28

Торговые центры Казани вынуждены искать новые форматы

В Казани обозначили тенденции рынка ритейла - новые ТЦ не строятся, покупательская способность падает, пустующих торговых мест все больше. Эксперты советуют ТЦ открывать языковые школы, кулинарные студии, фитнес-центры.
Читать в полной версии
Фото: rt.rbc.ru

В Казани за весь 2015 год не открылось ни одного нового торгового объекта. В ближайшие пять лет ожидается открытие шести торговых центров общей площадью не более 140 тыс кв м. К слову, у одной только «Меги» общая площадь составляет 120 тыс. кв. м. Тенденция сокращения вводимых торговых площадей наблюдается по всей России. Такие данные слушателям конференции «Торговый центр будущего в Татарстане» предоставила руководитель отдела Волга-региональные проекты Cushman and Wakefield Елена Стрюкова.

«С начала 2015 года в России было открыто 25 торговых объектов общим объемом площади почти 750 тыс. кв. м. Размеры новых торговых объектов меньше, чем раньше. Для сравнения: в 2015 году средний размер ТЦ это 22 тыс. 700 кв м., в 2014 он был почти 37 тыс. кв .м. В результате количество новых ТЦ соответствует прошлом году, а общее количество новых торговых площадей уменьшилось почти на 35%», - привела статистику по всей стране Е. Стрюкова. Для достижения показателя 2014 года, по ее мнению, понадобится не менее четырех лет.

По словам Е. Стрюковой, уже сформировавшийся рынок ритейла продолжает адаптироваться к новым экономическим реалиям — девальвации рубля и как следствие сокращение потребительского спроса. «С конца 2015 года на рынке ТЦ в России стали происходить трудные изменения в связи с изменением коммерческой ситуации. Посещаемость ТЦ снизилась с начала года и сейчас она на уровне 2010 года. В сегменте торговой недвижимости продолжается адаптация к изменившимся рыночным условиям, происходит повсеместный пересмотр договоренностей между собственниками и арендаторами», - рассказывает эксперт.

В таком положении торговые центры пытаются оптимизировать работу своих объектов, избавляются от неэффективных магазинов и используют новые возможности. «Некоторые операторы объявляют о развитии новых форматов. В ближайшие годы мы увидим развитие сегмента развлечений», - поясняет Е. Стрюкова.

Таким образом, необходимо соглашаться на новые, неординарные предложения, считает Е. Стрюкова. «Мне известно, что к некоторым ТЦ приходят арендаторы с предложением отрыть какую-то дискотеку, спортивные комплексы типа роллер-дома, скалолазание. Я бы рекомендовала не отказываться собственникам. Инфраструктура - это составляющая часть (ритейла), именно от нее зависит будущее», - считает Е. Стрюкова.

Екатерина Гресс гендиректор IDEM (консультанты по торговой недвижимости) также согласна в том, что рынок в ближайшее время не сможет «встать на ноги» и нужно находить новые решения. «Увидим определённый всплеск в декабре, как и в прошлом году, но вспомните, что было потом в январе?», - напомнила спикер. По ее мнению, необходимо развивать концепцию так называемых лайф-центров — организовывать для посетителей языковые школы, кулинарные студии, школы танцев и другие творческие пространства.

Отметим, что посещаемость торговых центров в регионах упала на 15%, в то время как в Москве и Санкт-Петербурге эти показатели ниже — 12 и 13% соответственно. Оборот розничной торговли в РТ за 9 месяцев 2015 года, по данным Татстата, снизился на 13%. Тем не менее, некоторый ритейл попал в тот сегмент, продажи которого не сократились. «Детские товары попали в кризис в сегмент «защищённых» - то, от чего не может отказаться население, например, лекарства, продукты. В связи с этим тот же «Детский мир» увеличил планы по развитию», - рассказала Е. Гресс.

Активно продолжают развиваться также такие компании, как «Эльдорадо», «Красное и Белое», «Магнит», «Командор», «Макдональдс», «X5Retail Group”. «Потребитель мигрирует в более дешёвый сегмент (который как раз-таки развивает). Выручка кафе и баров упала на 5,9%, так как 25% клиентов перешли на фаст-фуд», - приводит данным по стране Е. Гресс.

Отметим, что Казань, по информации Е. Стрюковой, в рейтинге обеспеченности торговыми площадями населения занимает 6 место, где на тысячу человек 388 кв м. Самое большое у Екатеринбурга — почти 500 кв. м. на душу населения. В столице Татарстана по рейтингу компании «Cushman and Wakefield» находится 22 качественных объекта, которые стабильны по показателям заполняемости площадей, посещаемости, ставкам аренды и конверсии. В топ-5 из них входят «Мега» (площадь 120 тыс. кв м.), «Южный» (78 тыс. кв.м.), "Тандем" и "Park Hause"(по 67 тыс. кв. м.), "Кольцо" (50 тыс. кв. м.).

Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Как заработать на инвестициях в зарубежную недвижимость от 20% и выше
Pro
Развитие CPU почти остановилось. Какие технологии приходят на смену
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Как компании защитить корпоративную информацию при применении ИИ
Pro
562 млн рублей на носках: разбор цепляющей карточки товара с Wildberries