В Казани втрое выросло число жалоб на обращение с отходами
Замглавы исполкома столицы РТ Искандер Гиниятуллин сообщил сегодня на совещании, что в январе-апреле 2023 года от жителей города в систему «Открытая Казань» в категорию «Вывоз ТКО» поступило порядка 1,5 тыс. обращений. Это втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Картина выглядит удручающей, особенно на фоне прошлых лет плодотворной работы», — посетовал чиновник.
С ноября 2018 года функции регионального оператора по обращению с ТКО, напомнил Гиниятуллин, возложили на ООО «УК ПЖКХ». Контракт заключен на 10 лет. Он добавил, что в 2006 году в Казани разработали городскую программу обращения с отходами, в основе которой были принципы работы, аналогичные тем, что используются сейчас.
По его словам, в Казани должны были построить 19 новых мусороперегрузочных станций. В Зеленодольском районе должен был появиться экопарк для глубокой сортировки ТКО, мощностью 900 тыс. тонн в год. Вторсырье должно было перерабатываться в том числе на заводе по термической утилизации отходов. А неперерабатываемые остатки должны были поступать на новые межмуниципальные полигоны в Арском, Алексеевском и Верхне-Услонском районе РТ.
Однако на практике станции, экопарк построены не были, как и новые межмуниципальные полигоны. Нулевое захоронение также не было обеспечено. По словам Гиниятуллина, региональный оператор не привнес в систему обращения с отходами ничего нового.
Сейчас, добавил замглавы исполкома, в Казань привозят мусор из других муниципальных районов. В Лаишевском, Зеленодольском, Пестречинском и Верхне-Услонском районах полигоны были закрыты, а новых, которые предусматривает территориальная схема обращения с отходами, не появилось. В результате, преждевременно оказались переполнены казанские полигоны. На пересыпку отходов землей, рекультивацию требуются дополнительные затраты.
«На жителей города легла ощутимая дополнительная экологическая нагрузка от завоза непредусмотренных ранее отходов», — сказал Гиниятуллин. По его словам, жители Московского и Авиастроительного районов, Азино, Новых Клыков и других жилмассивов жалуются на резкий запах мусора.
Он также посетовал, что в сложившейся ситуации для складирования отходов из соседних районов придется использовать вторую очередь полигона «Восточный».
По словам Гиниятуллина, проблемы с вывозом отходов фиксировались зимой и весной. На помощь регоператору город выделил 25 самосвалов и другую технику, в общей сложности, 36 единиц. «Совместными усилиями удалось только сейчас ликвидировать наиболее крупные навалы мусора в жилых массивах. Число несвоевременно вывезенных площадок по-прежнему фиксируется каждый день, хотя и постепенно снижается», — сказал Гиниятуллин.
Проблему, по его словам, усугубляют нерешенные системные вопросы, среди которых, во-первых, отсутствие инфраструктуры для обращения с отходами. Переполнение полигонов вынуждает ограничивать завоз отходов, статус которых по разному трактуется авторами соответствующего закона, например, порубочных остатков, отходов после капремонта, автопокрышки и так далее. Ревизия контейнерных площадок, по словам Гинитуллина, выявила неполный охват договорами образователей отходов.
Замглавы исполкома заявил, что жилмассивы города нуждаются в 298 новых контейнерных площадках в дополнение к 414 уже имеющимся. На эти цели необходимо свыше 340 млн руб. В прошлом году построили и отремонтировали 47 площадок, в этом бюджет города профинансирует постройку 26 объектов. «Текущую ситуацию мы победим. Но для системной работы таких побед недостаточно, более того, такие победы как раз являются признаком неуспеха. Необходимо решать проблему в комплексе», — сказал Гиниятуллин.
Среди первоочередных мероприятий он назвал развитие инфраструктуры для обращения с отходами, прекращение их завоза в столицу из других муниципальных образований. А для этого их нужно строить в районах РТ. Городу необходимы площадки для складирования строительных отходов и сезонного мусора. Также необходимо расширить сеть приема неперерабатываемой органики, ПЭТ и других пластиков, наладить их переработку, а если это пока невозможно – консервацию.
«Большая часть этих мероприятий предусмотрена территориальной схемой. Она должна получить статус регионального закона, меры за неисполнение или нарушение схемы должны быть предусмотрены в госконтракте», — отметил Гиниятуллин.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан