Барьеры и отчетность: IT-отрасль РТ оценила новые гранты от правительства
Как сообщили РБК Татарстан в пресс-службе министерства цифрового развития РТ, составить список компаний, которые смогут претендовать на гранты, можно будет после того, как правительство предоставит подробную информацию по новым мерам поддержки ИТ-бизнеса.
«Все меры поддержки, анонсированные премьер-министром России Михаилом Мишустиным для IT-компаний, станут катализатором динамичного развития всей отрасли высоких технологий в России. Что касается грантов отечественным IT-компаниям: пока мы не получили подробностей от правительства России по методологии и критериям отбора», — отметили в пресс-службе.
Гранты отечественным IT-компаниям-лидерам на новые разработки Михаил Мишустин анонсировал 9 июля во время визита в Иннополис. Их максимальная сумма будет составлять 250 млн рублей, но не более 50% расходов компаний. На эти цели в рамках национальной программы «Цифровая экономика» до 2024 года заложено 20 млрд рублей.
В этом году гранты могут покрыть 80% расходов на разработку и выпуск новых продуктов. Соответствующее постановление правительства уже подписано. Отбор претендентов стартует в августе.
Руководитель группы компаний ICL Виктор Дьячков беседе с РБК Татарстан отметил, что компания намерена претендовать на получение грантов с целью развития единой продуктовой стратегии.
«Но при этом мы прекрасно понимаем, что «погоня» за грантом это не самоцель для нас. Мы работаем в реальном секторе и с реальным бизнесом. Опыт участия в подобных «конкурсах грантов» и льготных кредитов от государства у нас, скорее, отрицательный», — сказал Дьячков. По его словам, на подготовку документов и материалов затрачивается много усилий, при этом продуктивный выход оказывается низким.
Дьячков подчеркнул, что любые формы поддержки, приводящие к созданию новых продуктов и выходу на новые рынки, положительно влияют на отрасль в глобальном масштабе. «Но, чтобы это влияние было реальным для широких рынков и широкого спектра предприятий отрасли, важно балансировать регуляторные требования по обслуживанию таких грантов и форм поддержки с тем эффектом, который финансовая поддержка дает исполнителю в создании нового продукта. Желательно снизить барьеры к получению грантов и упростить отчетность по понесенным затратам, расширить «узкий» спектр технологий, претендующий на гранты и тому подобные меры», — сказал Дьячков.
Он отметил, что создать и вывести новый продукт на рынок только за счет гранта невозможно. «Грантополучатель за время проекта затратит от 70% и более собственных или других привлеченных средств. Но даже в этом случае грантовая помощь ценна для результата. В идеале необходимо снижать планку требований на получение гранта с высокого уровня готовности продукции в сторону софинансирования исполнителя грантами на ранних стадиях реализации решений», — сказал Дьячков.
Управляющий ЗАО «ТаксНет» Марат Гайфуллин согласился, что участие в подобных грантовых программах интересно для бизнеса. «Известно, что средства будут выделяться при наличии разработок компаний в реестре отечественного ПО. У нас есть продукты, подходящие под этот критерий. Самое главное, что эти гранты можно использовать, как на разработку продуктов, так и на фонд оплаты труда, так как ранее не все гранты для разработчиков программного обеспечения были на это рассчитаны», — сказал Гайфуллин.
По его словам, правительство предварительно разделило категории получателей на крупных участников рынка и стартапы. «Это дает возможность каждой из категорий поучаствовать в конкурсном отборе на получение гранта. Пандемия серьезно сказалась на бизнесе. В сложившихся условиях возможность покрыть 80% расходов на разработку и выпуск новых продуктов становится только привлекательнее», — сказал Гайфуллин.
Он подчеркнул, что большую часть затрат IT-компаний составляет оплата труда квалифицированного персонала. «Снижение налоговой ставки до 7,6% позволит ИТ-компаниям переориентировать средства на привлечение талантливых кадров и создание новых отечественных продуктов», — сказал Гайфуллин.