Аналитика РБК-Татарстан, 15 авг 2016, 12:45

Казанский рынок такси из-за конкуренции уходит в подполье

С одной стороны, масса новшеств: информатизация услуг, различные варианты оплаты поездки и заказа машины, с другой - жалобы клиентов растут, а сами водители такси вновь пытаются создать «серый» рынок.
Читать в полной версии

Спрос на услуги такси растет даже в кризис

По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, на сегодняшний день в республике выдано 21 636 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Согласно исследованию компании ПромРейтинг, к марту 2016 года 10% автопарка Казани составляют такси. Кроме того, доля машин такси относительно другого транспорта на дорогах в будний день - 8,1%, а в выходные дни - 12,4%. Однако, под исследование специалистов не попали водители, «таксующие» нелегально или полулегально. Так что, данные цифра не до конца отображают общую картину. И, тем не менее, эксперты констатируют рост спроса на услуги такси.

Результаты опроса ВЦИОМ показали, что в 2015 году спрос на услуги такси вырос. Кроме того, большая часть пользователей такси из 10 крупных городов (в их число вошла и Казань), принявших участие в опросе (79%), в последний год совершали поездки чаще раза в месяц, в том числе 50% - несколько раз в месяц, 22% - несколько раз в неделю и 7% - практически ежедневно. Также пользователи услуг такси отметили улучшение качества обслуживания по таким направлениям как удобство и простота процесса заказа такси, что связано с введением функции онлайн заказа машины (72%) и срок ожидания подачи машины (52%).

Только в Казани функционируют порядка 70 служб такси. Ценовая категория представлена абсолютная разная. Если исключить цены на VIP и прочие специализированные виды такси, то цена на услуги составляет примерно 15 руб/км, плюс к этому некоторые службы берут дополнительную надбавку за посадку (в среднем 50-100 рублей). Средняя стоимость поездки по городу составляет 150 рублей. Кроме того, на сегодняшний день появились такие службы, которые практикуют безналичный расчет (Яндекс. Такси, Uber). Это также поспособствовало росту востребованности услуг такси.

«Таксопарки заинтересованы в партнерстве с нами. Сейчас к Яндекс.Такси в Казани подключено уже 34 таксопарка и диспетчерских. На старте, в апреле этого года, к нам было подключено 13 местных компаний. Количество подключенных машин за это время выросло в 3 раза и сейчас их количество приближается к 1,5 тысячам. Количество заказов тоже активно растет. Средний чек в Казани составляет 149 рублей. Примерно 20% пользователей оплачивают поездки банковской картой, остальные - наличными. Для сравнения, в среднем по всем российским городам присутствия Яндекс.Такси доля оплаты картой составляет порядка 25%», - прокомментировала ситуацию на рынке руководитель PR-проектов Яндекс.Такси, Элина Ставицкая.

Начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказов такси «Максим», Павел Стенников также отметил открытость служб такси Казани с точки зрения сотрудничества и его готовность принимать «новых игроков». Однако, по его мнению, сохраняется тенденция того, что на рынке выживают лишь крупные игроки.

«Особенность рынка такси в том, что он не может быть монопольным. Т.е. ни одна компания не может иметь какого-то абсолютного влияния. Тенденция, которая видна и заметна на рынке Казани, главным образом заключается в том, что здесь остаются только сильные компании, которые понимают рынок, хотят и умеют работать. Это связано еще и с тем, что для всех лучше, когда на рынке работают действительно крупные, солидные компании, которые знают и умеют это делать, чем множество мелких организаций», - заявляет собеседник «РБК-Татарстан».

Также, компания Uber, например, усовершенствовала систему оплаты такси. Теперь за поездку можно расплачиваться не только с помощью карты, но и наличными. По заявлению пресс-службы Uber, цена будет рассчитываться по следующей формуле: подача автомобиля + тариф за километр+ тариф за минуту поездки. В программе, в разделе «Оплата», можно будет выбрать поездку за наличные и сделать заказ авто.

Проблемы рынка

Несмотря на общий рост пользования услугами такси, у жителей Казани по-прежнему остается довольно приличный список претензий к работе служб. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы - жалобы на форумах «Все такси» и «Tavto». В первую очередь, претензии возникают к работе диспетчеров.

Второе место в списке претензий пользователей такси отведено работе самих водителей и их личностным качествам. Хамство, грубость, долгое обслуживание - это неполный список претензий, которые предъявляются к таксистам со стороны клиентов.

Однако проблему стоит рассматривать не только с позиции пассажиров, но и с кресла водителя. И что хорошо для клиентов такси - низкая цена при достойном качестве авто и обслуживания, не совсем выгодно для таксистов. По большому счету, ситуация с хамством водителей и отсутствием машин в таксопарках происходит «не от хорошей жизни».

«Таксисты сейчас не пытаются зарабатывать деньги, а пытаются выжить», - заявил директор группы компаний «Прогресс» Александр Алексеев. Эксперт связывает это с тем, что тарифы такси дешевеют, а цены на обслуживание автомобиля и прочие расходы растут. По подсчетам Алексеева, порядка 30% уходит на услуги диспетчерских служб, приличная часть заработка тратится на значительно подорожавший бензин, плюс другие дополнительные расходы. В итоге, за 12 часов работы водитель такси получает примерно 800 руб. чистого заработка. Также эксперт отметил, что на сегодняшний день Татарстан постепенно возвращается к «серому рынку».

Об этом свидетельствует ситуация, с которой сталкивается каждый человек практически ежедневно. Водители организуют стоянки и предоставляют свои услуги не через диспетчеров, а что называется, «с бордюра».

Ярким примером служит нашумевшая история с выложенным на Youtube видео. Суть состояла в том, что молодой человек, снявший ролик, заказал такси через службу, но машины он так и не дождался. Однако, рядом с заведениями на Кремлевской набережной водители такси устроили собственную, нелегальную парковку и, работая не через диспетчера, устанавливали свои двойные тарифы. И это не единственный подобный случай.

В большинестве своем работа в такси - это доплнительный заработок. И для людей, у которых есть основная стабильная работа, подработка в такси вполне выгодна. Однако расходы на бензин, диспетчерские услуги и т. д. все равно довольно высоки.

«За полный рабочий день в такси можно заработать 1,5 тыс.руб., в среднем. В принципе мне это выгодно, потому, что это моя вторая работа. Когда у меня есть время от основной работы, я могу заработать дополнительно в такси. За полный рабочий день можно проехать и 250 и 300 км. Уходит в день около 1 тыс.руб. на бензин. Т.е. если я в день заработал 1,5 тыс. руб. чистыми,то из них 1 тыс. руб. уйдет на заправку автомобиля. На газ же уходит в 2 раза меньше. Также необходимо заплатить оператору, 10% от заявки», - рассказал водитель такси Алексей.

Что касается трудоустройства, то процедура не слишком сложная.

«Оператора мне посоветовали друзья. Я созвонился с представителями службы и сказал, что хотел бы у них работать, меня пригласили в офис. На месте был проведен осмотр машины, проверили документы на машину, дали мне позывной, пароль, скачали программу на телефон, научили ей пользоваться. Вообще, водители, которые приходят в службу такси с личным транспортом, заключают с оператором договор на оказание информационных услуг. Водитель как бы не работает в компании, а компания просто предоставляет информационные услуги, раздает заявки», - утоняет Алексей.

В целом, как отмечают собеседники «РБК-Татарстан», следует отметить, что сегодня сложилась противоречивая ситуация на рынке таксомоторных предприятий. Осуществляется масса маркетинговых приемов для привлечения клиентов: снижаются тарифы, увеличивается число машин в таксопарке службы, внедряется огромное количество акций, промо и прочее. Однако где выигрывает клиент, существенно проигрывает водитель, т.к. никаких преференций и надбавок таксисты не получают. Снижаются тарифы - снижается доход водителей, как следствие, они начинают зарабатывать иначе и создавать «серый» рынок.

Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Наслаждайтесь упущенными возможностями: советы для тех, кто вечно спешит
Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план