COVID-2019 в РТ, 15 сен 2020, 14:30

Кооперация внутри РТ поможет химической отрасли после пандемии

Предприятия нефтяного сектора и смежных с ним отраслей восстанавливают работу после пандемии. По мнению экспертов, производители РТ имеют преимущество, благодаря полному производственному циклу в республике
Читать в полной версии

Власти Татарстана считают, что цены на нефть должны постепенно стабилизироваться. Республика сможет получать доход за счет нефтяного сектора. 10 сентября в прямом эфире Рустам Минниханов рассказал о планах республики в этом направлении. «Я могу уверенно сказать — нефти у нас очень много в разных формах. Нефтяная промышленность была и останется. Но мы нацелены не продавать нефть, а перерабатывать ее, переделывать в нефтехимические продукты, в полимеры, каучуки. Будем зарабатывать на этом», — сказал Рустам Минниханов.

Глава минэкономики Татарстана Мидхат Шагиахметов на презентации проекта бюджета республики 11 сентября отмечал, что в последующие годы ожидается интенсивный рост. 2021 год должен стать точкой быстрого подъема производства. Драйверами роста, по его словам, в предстоящие годы должны стать, в том числе проекты нефтепереработки и нефтехимии.

Эффект пандемии

Заместитель министра промышленности и торговли РТ Алексей Савельчев 9 сентября посетил с рабочим визитом казанский завод компании «Эгида», являющейся одним из крупнейших в России производителей эластичного пенополиуретана. На компанию приходится около 30% поролона, производимого ежегодно в стране. Представители компании ознакомили Алексея Савельчева с работой предприятия, а также рассказали о восстановлении отрасли после пандемии.

В рамках визита заместителю министра продемонстрировали весь процесс – от хранения сырья до упаковки готовой продукции. Отдельное внимание было уделено качеству выпускаемой продукции и экологичности, как самого поролона, так и производственного процесса. Начальник отдела внедрений и инноваций компании «Эгида» Тимофей Калинин рассказал, что с 2001 года в ходе проведения производственного контроля и государственного экологического контроля не было зарегистрировано ни одного превышения установленных нормативов выбросов от источников предприятия. «Кроме того, европейские ассоциации EUROPUR и ISOPA подтвердили, что все параметры —качество выпускаемой продукции, условия труда, организация производства, технологический процесс, вопросы безопасности, защита от влияния производства на окружающую среду — находятся в Казани на высоком уровне. Нас ставят в пример, как образец работы, организованной в соответствии с лучшими мировыми стандартами как в части организации технологии, управленческих решений так и в части внедрения самых передовых экологических требований и стандартов качества», — сказал Калинин.

В ходе встречи также затронули экономические показатели деятельности завода. Как рассказал директор по экономике предприятия – Альбина Сунгатуллина, проектная мощность завода в Казани составляет 25 тыс. тонн в год. «Объем реализации ППУ в 2019 году по отношению к 2018 году вырос на 10%. В первом квартале 2020 года объемы реализации также демонстрировали рост, тенденция к росту имелась и во втором квартале. Но в итоге из-за пандемии прибыль мы не дополучили», — сказала Сунгатуллина.

После выхода из пандемии и восстановления рабочих процессов компания все-таки планировала вернуться на уровень 80-90% от показателей 2019 года. «Эгида» является одним из крупнейших налогоплательщиков столицы республики. В 2019 году компания заплатила 797 млн рублей, из которых 330 млн рублей – в бюджет республики.

Перебои в поставках

Однако, по словам вице-президента компании Валерия Хлебникова, в весенние месяцы предприятие работало не в полную мощность и как следствие не выбирало объемы закупок сырья. Поэтому в летние месяцы возникли проблемы с поставками сырья, от которого сильно зависит производство пенополиуретана. «В республике созданы условия, позволяющие в рамках одного региона осуществлять полный цикл переработки нефти – от ее добычи и создания сырья для химической промышленности до производства продукции массового потребления. Одним из главных поставщиков для нас является «Нижнекамскнефтехим». Другую часть компания получает от зарубежных производителей Covestro, BASF и др. Наше сырье — это продукт длительного контрактирования и требует согласованности заранее. Естественно, из-за сбоев по планированию производства и потребления на рынках произошло перераспределение контрактов в сторону других потребителей в том числе по импорту. Мы не доконтрактовались на внешнем рынке, и соответственно на сегодняшний день ситуация сложилась так, что в последние месяцы мы недополучали сырье, а купить на свободном рынке большие объемы тоже не успели. По этой причине предприятие сработало не в полном объеме», — сказал Хлебников.

Далее он отметил, что частично дефицит могут закрыть западные поставщики компании. Однако отсутствие заключенных с ними заранее крупных контрактов на поставку не позволяет надеяться на необходимые объемы. По его мнению, здесь может сработать именно действующая в Татарстане поддерживаемая такими крупными предприятиями как Казаньоргсинтез и Нижнекамскнефтехим внутриреспубликанская кооперация. «Надеемся, что после планового останова производства в Нижнекамскнефтехиме мы восстановим поставки в оптимальном объёме от наших химиков», — сказал Хлебников.

Татарстан в приоритете

Главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов в беседе с РБК Татарстан отметил, что производство полного цикла – от добычи, транспортировки до глубокой переработки, - это преимущество Татарстана. «Поэтому отдача сырья местным предприятиям должна быть в приоритете, в этом плане республиканский бюджет сможет рассчитывать на значительные поступления. Экономическая выгода здесь очевидна. Напомним, что 59% налогов на прибыль в бюджете РТ за 2019 год составили именно поступления от нефтяной отрасли», — сказал Антонов.

По его мнению, снижение поставок сырья и падение объемов производства – закономерный процесс, характерный для кризисной ситуации, в которой сейчас оказался не только регион, но вся российская экономика.

«Нефтеперерабатывающий сектор республики крайне зависим как от внутреннего, так и внешнего спроса на сырую нефть и производные из нее. Сказать однозначно, когда этот спрос начнет восстанавливаться достаточно сложно. Полагаю, что не раньше второго квартала следующего года. Между тем, можно предположить, что приоритет предприятия будут продолжать отдавать в сторону глубокой переработки нефтехимического сырья в нефтехимические продукты, что позволит получать более высокую прибыль. Речь в первую очередь идет о торговле полимерами и каучуками, чем широко известны татарстанские производители. К слову, об этом говорил и глава республики, отсылая к тому, что продажа сырой нефти не приносит уже таких сверхприбылей в отличие от нефтехимической перерабатывающей промышленности», — сказал Антонов.

Заместитель министра промышленности и торговли РТ Алексей Савельчев, подводя итоги встречи с руководством завода, высоко оценил уровень компании. Он отметил, что приоритетной задачей станет возобновление регулярных поставок в четвертом квартале 2020 года и заключение договоров на следующий год. «Надо понимать, что рынок потребителей перекроился. Поэтому важно вести речь о перспективе и будущем. Мы, как отраслевое министерство, находимся на стороне промышленности. И готовы вместе с вами обсуждать и решать возникающие проблемы», — сказал Савельчев.

Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить