Татарстан, 16 июн 2021, 10:51

Свои льготы: помогут ли новые меры автопроизводителям РТ обойти импорт

Минпромторг РФ разработал механизм поддержки производителям автокомпонентов. Эксперты и представители рынка РТ сочли принятые меры недостаточными для реальной конкуренции с зарубежными компаниями
Читать в полной версии

Механизм, разработанный минпромторгов РФ, предполагает предоставление льготных займов в размере от 50 млн руб. по ставке 1% годовых на срок до 60 месяцев. Об этом в июне сообщила пресс-служба министерства.

По данным минпромторга РФ, Фонд развития промышленности будет предоставлять производителю заем в размере до 40% бюджета проекта, а при успешной его реализации инвестор сможет получить субсидию минпромторга в объеме привлеченного займа для его погашения.

«Федеральная поддержка обеспечит финансовый рычаг для запуска проекта и сделает для компаний экономически более целесообразным перенос производственных площадок на территорию России, а не прямой импорт автокомпонентов», – сообщил глава минпромторга Денис Мантуров.

Председатель правления Машиностроительного кластера республики Сергей Майоров в беседе с РБК Татарстан согласился, что  отечественным производителям необходима поддержка. Однако принятые меры не помогут составить конкуренцию крупным иностранным игрокам.

«Отечественные производители автокомпонентов начинают терять рынки с приходом иностранных компаний, которые не нуждаются в особой поддержке. Конкурировать с ведущими иностранными игроками наши производители не могут», — сказал Майоров.

Это, по его мнению, связано с низкой степенью маржинальности реального сектора экономики и невозможностью российскими компаниями модернизировать производство.

«В результате, мы наблюдаем технологическую отсталость. Например, Китай ежегодно покупает 130 тыс. роботов, а в России этот показатель – 1000 роботов. Татарстан, который является лидером среди регионов России, увеличил закупки роботов в прошлом году на 40%. Но, тем не менее, у нас огромный технологический разрыв. И это связано с тем, что у нас нет инвестиционного ресурса», — сказал Майоров.

По его словам, подобные программы поддержки дают определенный импульс для обновления оборудования, но этого на данный момент будет недостаточно. «Нужно продолжать прежние программы. Например, выделять 50% субсидий на приобретение оборудования для технопарков. Мы серьезно отстали, и нам нужно догонять конкурентов, надо ориентироваться на мировых лидеров», — сказал Майоров.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что для конкуренции с импортом объемы производства автокомпонентов в стране должны быть приближены быть увеличены и приближены к зарубежному производственному уровню. При меньших объемах, даже с учетом компенсации затрат в 40% со стороны государства, отечественные производители не смогут предоставить конкурентные цены.

«В масштабах крупнейших игроков необходимые автокомпоненты должны выпускаться миллионами штук в год. Меньший объем производства, в любом случае, даст более высокую цену и по-прежнему оставит российских производителей позади», — сказал Жарский.

С другой стороны, считает эксперт, в мире наблюдается тенденция снижения производственных мощностей. «Мировой коронакризис оказал давление и на автоотрасль, поэтому активизация рынка внутри РФ за счет господдержки может стать отправной точкой для улучшения ситуации с производством автокомпонентов. Но развитие этой сферы в РФ также усложняется отсутствием у производителей необходимых сертификатов для производства ряда товаров. Так что подводных камней в отрасли достаточно. Все эти проблемы актуальны как для Татарстана, так и для других заинтересованных в этом направлении производства регионов», — сказал Жарский.

Он отметил, что в республике сконцентрирован достаточный процент автопроизводств от общероссийского объема рынка. «Можно ожидать положительный эффект от работы этой программы, но он не будет мгновенным и не решит всех назревших в отрасли проблем. Полагаю, что реального результата можно ожидать через 3-4 года», — сказал Жарский.

Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
Ребрендинг Jaguar и шаблонное извинение Boeing: PR-провалы 2024 года
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
ИИ, ИИ и снова ИИ: какие стартапы привлекли больше всех в 2024 году
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов