Новая артерия: аналитики оценили проект трассы Казань – Екатеринбург
Как М-12 или дороже
Главный аналитик ГК «АЛОР» Алексей Антонов в беседе с РБК Татарстан отметил, что оценить стоимость строительства дороги из Татарстана в Екатеринбург затруднительно. Проект может уложиться в ту же сумму, что и трасса Москва – Нижний Новгород – Казань: по словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, это свыше 650 млрд руб. Однако затраты могут быть и более масштабными, поскольку речь идет о возведении объекта инфраструктуры, где порядка 400 км – это абсолютно новое полотно.
При этом построить трассу исключительно на бюджетные средства, по мнению аналитика, невозможно, иначе у государства не хватит денег на иные амбициозные цели и проекты. Антонов предположил, что для строительства трассы Казань – Екатеринбург могут быть использованы схема корпоративного государственно-частного партнерства, долгосрочные инвестиционные или операторские соглашения, либо концессии.
«В качестве еще одного из вариантов финансирования может рассматриваться размещение облигаций самим «Автодором». В случае успеха компания сможет заказывать строительные работы с помощью закупок, но эта идея, насколько мне известно, довольно дискуссионная и не может гарантировать высокой интенсивности привлечения средств, как стандартный способ через привлечение инвесторов и банковских кредитов», – сказал Антонов.
По словам эксперта, что все форматы имеют свои нюансы и сложности. Часть средств, возможно, будет также выделена из Фонда национального благосостояния, но это вряд ли будет более 15% от всей стоимости дороги. Антонов отметил, что привлечение средств частных инвесторов является наиболее приоритетной задачей.
«Что касается сроков, то вопрос также дискуссионный. Напомню, что трассу из Москвы до Казани также неоднократно смещали по годам, и только новое правительство приняло решение уложиться в требуемые майскими указами временные рамки до 2024 года», – сказал эксперт.
Старший научный сотрудник центра исследования транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики Павел Зюзин в беседе с РБК Татарстан заявил, что не уверен в возможностях федерального центра профинансировать строительство такой дороги в ближайшее время.
«Сейчас сложился определенный пул накопленных проектов, которые остаются нереализованными. Это, например, строительство мостового перехода в Якутске, завершение строительства дорог в Крыму, мостовые переходы в центральной части, в Восточной Сибири. Уверен, что в интересах Татарстана иметь выход на Екатеринбург, но, думаю, центр поддержит в первую очередь проекты на востоке страны», – сказал Зюзин.
Он добавил, что при планировании финансирования со стороны федерального центра учитываются параллельные дороги, которые действуют сейчас.
Алабужские тезисы Хуснуллина
10 июля вице-премьер РФ Марат Хуснуллин предложил главе правительства России Михаилу Мишустину продлить новую скоростную трассу М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань до Екатеринбурга. Инициативу он озвучил на совещании по строительству коридора «Европа – Западный Китай», которое прошло в татарстанской ОЭЗ «Алабуга».
«Мы просим дать поручение проработать дальнейшую возможность продления этой трассы уже от Набережных Челнов дальше, до Екатеринбурга. Трасса М-5 на сегодняшний день очень загружена, в плохом состоянии. И конечно, если мы на сегодняшний день запустим М-12, поток уйдет туда, и связь с Екатеринбургом получится, как дополнительная трасса», – обратился Хуснуллин к премьер-министру РФ.
Протяженность новой трассы должна составить 800 км, из которых с нуля построят 400 км. Разрешенная скорость по новой трассе заявлена в 130 км/ч. Реализовать проект, по словам Хуснуллина, предполагается в 2024-2030 годы. «Получится полноценный транспортный коридор Восток – Запад. Считаем, что для этого есть все возможности, и при принятии решения мы готовы приступить к дальнейшей реализации», – сказал вице-премьер.
Глава минтранса России Евгений Дитрих сообщил, что дорожной сети по направлению к Екатеринбургу необходимо развитие. Имеющиеся федеральные дороги, в большинстве своем, узкие – двухполосные. Трасса Казань – Екатеринбург, по планам правительства, будет состоять из четырех полос.
Премьер-министр Михаил Мишустин поручил министру транспорта «оперативно проработать все вопросы, связанные с продлением трассы до Екатеринбурга к 2030 году».
Предполагаемая стоимость строительства дороги не была озвучена.
10 июля Мишустин заявил о старте строительства трассы Москва – Нижний Новгород – Казань. Протяженность М-12 составит 794 км, заявленная скорость движения 130 км/ч. От Москвы до Казани по четырехполосной дороге можно будет доехать за 6,5 часов.
Строительство скоростной трассы, согласно расчетам правительства, принесет Татарстану прирост валового регионального продукта на 146 млрд руб. к 2050 году. Общий эффект от строительства коридора «Европа – Западный Китай» составит для валового внутреннего продукта страны составит до 2050 года 2,5 трлн руб.
Михаил Мишустин сообщил, что стоимость строительства дороги от Москвы до Казани превышает 650 млрд руб., из которых 150 млрд руб. выделит Фонд национального благосостояния. В эксплуатацию трассу, по его словам, должны ввести в 2024 году.
Эффект на миллиарды
Антонов из ГК «АЛОР» считает, что реализация проекта по соединению Москвы, Казани и Екатеринбурга и дальнейшей пролонгацией дороги за Урал, даст ощутимый экономический эффект не только для Татарстана, но и граничащах с ним регионов.
«Предполагается, что с момента запуска трасс суммарный прирост ВРП может превысить 500 млрд руб. Дорожные артерии дадут импульс для развития малому и среднему бизнесу – будут создаваться новые рабочие места, преимущественно в сфере дорожного строительства и ремонта, а также сервисного обслуживания, общепита и общественно-рекреационного назначения», – сказал Антонов.
Павел Зюзин из Высшей школы экономики отметил, что трасса до Екатеринбурга укладывается в стратегию развития дорожной сети республики и улучшит связь региона с Уралом. Он предположил, что дорогу, скорее всего, будут строить не от Набережных Челнов. Коридор будет организован либо по трассе Оренбург – Альметьевск – Казань, либо через Самару.
«Вести дорогу через Набережные Челны – это слишком большой крюк. Строительство транзитного коридора из центра в Китай на территории Казахстана уже завершено, и к границам РФ он выходит в Оренбургскую область. Это не совсем укладывается в трассировку дороги Набережные Челны – Екатеринбург: она окажется севернее и восточнее этого выхода из Казахстана», – сказал Зюзин.