Нефтяные шины: осилит ли «Татнефть» мощности Nokian Tyres
В ФАС поступили ходатайства ПАО «Татнефть» о приобретении 100% ООО «Нокиан Тайерс», ООО «Хакка Инвест» и ООО «Нокиан Шина» у компании Nokian Tyres. Об этом сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на антимонопольную службу.
Финская компания сообщала о подписании соглашения о продаже своего российского бизнеса «Татнефти». Ожидаемая цена сделки составит порядка 400 млн евро.
В этом году активы попали под европейские санкции, и компания была вынуждена продать бизнес «Татнефтехиминвест-холдингу», 49% которого принадлежит Татарстану. «Нокиан Тайерс» была вправе использовать товарные знаки Nokian Tyres при производстве автомобильных шин.
Издание предполагает, что после покупки компании «Татнефтью» продукция будет переименована. Так, 9 декабря компания подала заявки на товарные знаки «Торстен» и Torsten, Ikonan, Ikon и Ikon Tyres. Торговая компания «Нокиан Шина» 24 августа подала заявку на товарные знаки Ivanor Service & Market, Ivanor и «Иванор».
В мае этого года «Татнефть» подписала соглашение о продаже своего шинного бизнеса, в результате чего предприятия KAMA TYRES перешли к АО «Татнефтехиминвест-Холдинг».
Производственные мощности завода составляют 17 млн шин в год, весь рынок легковых шин РФ в последние годы составлял около 30−40 млн штук в год. В 2021 году доля Nokian Tyres в РФ достигла 16,6%.
Кандидат экономических наук, эксперт аналитического центра университета «Синергия» Екатерина Федюкович считает, что сейчас сложно говорить о возможности сохранения производства в прежних объемах.
«Техническая возможность есть, однако нужны и экономические предпосылки. Объем производства должен соответствовать платежеспособному спросу. Но в текущем году мы видим резкое падение продаж новых автомобилей и сокращение реальных доходов населения страны», — сказала она. Не будут способствовать сохранению объемов производства и проблемы с экспортом.
По ее словам, основная часть производства шла на экспорт, однако основные страны-импортеры относились к Восточной и Западной Европе. На данный момент экспорт шин из России в ЕС под запретом из-за санкций.
«В совокупности эти факторы позволяют прогнозировать падение спроса на новые шины и, соответственно, сокращение производства. Что касается перспективы в 3-5 лет, то прогноз очень неопределенный. Слишком много разнообразных факторов, прогнозировать изменение которых сейчас практически невозможно», — сказала Федюкович.
Обозреватель автомобильного сайта «Дром» Сергей Цыганов в беседе с РБК Татарстан сообщил, что экспортные возможности сохранятся вокруг дружественных стран. «Нужно будет полностью переориентировать экспорт, потому что прежние поставки завода за рубеж были в основном европейскими. Потенциальный экспорт шин в нынешних условиях – это вполне конкретный круг стран, которые мы условно называем дружественными. Такие объемы, разумеется, не соответствуют возможностям завода», — сказал он.
При этом Цыганов считает, что если завод и выйдет на свои плановые мощности, то это будет нескоро. «В современной ситуации маловероятно, что в ближайшее время предприятие выйдет на использование полных мощностей завода. Но даже если он будет работать, допустим, вполовину своей мощности, то это все равно будет окупаемый объем», — сказал он.
Новый собственник, по его словам, сможет выйти на тот объем, который будет окупаемым для завода. И бизнес сохранится, а сделка не будет убыточной.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан