Итоги 2024 года, 16 дек, 09:12

На заводе в Казани в 2025 году введут объекты для роста выпуска Ту-214

В «Ростехе» анонсировали на 2025 год ввод на заводе в Казани крупных объектов для масштабирования производства Ту-214. Эксперт заявил, что самолет необходимо совершенствовать, прежде всего, уменьшить его вес
Читать в полной версии
Фото: https://t.me/Timofeev_TU

Ту-214: что будет

Как сообщили РБК Татарстан в пресс-службе госкорпорации «Ростех», на 2025 год запланирован ввод ряда крупных объектов, призванных обеспечить масштабирование производства самолетов Ту-214 на авиационном заводе в Казани.

Производственным ориентиром для авиастроительного предприятия Ростеха, отметили в госкорпорации, служит государственная программа развития гражданской авиации, в которой обозначены параметры спроса на отечественные самолеты.

В ноябре прошлого года была опубликована новая редакция программы развития гражданской авиации до 2030 года. Согласно ей, общий объем поставок самолетов Ту-214 увеличился на 45 единиц или в 1,6 раза – с 70 до 115. Увеличение поставок предусмотрено уже с 2026 года: с 10 до 15 лайнеров в год и по 20 ед. в год – с 2027 года.

В «Ростехе» заявили, что в приобретении Ту-214 заинтересован целый ряд авиаперевозчиков и лизинговых компаний. «Соглашения носят конфиденциальный характер, поэтому эта информация обязательно будет доступна, когда сторонами будут приняты соответствующие решения», — сообщили с пресс-службе госкорпорации. 

Ту-214: что есть

По данным «Ростеха», в 2024 году на авиазаводе в Казани запустили пять объектов, включая механосборочное производство, заготовительно-штамповочное производство и этап агрегатной и окончательной сборки. В эксплуатацию было введено новое оборудование, которое позволит в разы сократить время выполнения отдельных этапов производственного цикла. Помимо этого, предприятие открыло дополнительный набор сотрудников на производство.

В госкорпорации заявили, что в настоящий момент идет активная работа по выполнению заключенных контрактов. «Самолеты Ту-214 строятся, технологический цикл производства отработан, существуют сложившиеся кооперационные связи и цепочки поставщиков комплектующих. Параллельно ведется дальнейшее совершенствование технического облика самолета. В ноябре на Ту-214, который используется в качестве летающей лаборатории, началась программа летных испытаний с новыми российскими комплектующими», — рассказали в «Ростехе».

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев в беседе с РБК Татарстан отметил, что летные испытания «летающей лаборатории» свидетельствуют о том, что все системы, которые необходимо было импортозаместить, замещены, пусть и в единичных экземплярах, поставлены на борт – и типовая конфигурация лайнера сформирована.

«Это значит, что нужно решать вопрос с тиражированием комплектующих, что, естественно, не находится непосредственно в сфере ответственности АО «Туполев». Собственно, проблема с цепочкой поставок является для наших самолетостроительных главной», — сказал эксперт.

В госкорпорации подчеркнули, что говорить о запуске серийного производства пассажирских авиалайнеров некорректно, так как Ту-214 давно серийно выпускается на Казанском авиазаводе для государственных заказчиков.

«Производство самолета не прекращалось. Принято решение об увеличении объемов выпуска и расширении производственных мощностей завода для обеспечения потребностей гражданской авиации. На территории завода строятся и реконструируются более 20 объектов. Это новые производственные мощности, которые придадут предприятию новые качества», — заявили в «Ростехе». 

Пантелев подтвердил, что производить и поставлять самолеты Ту-214 в минимальном объеме «Туполев» мог всегда, Казанский авиазавод не прекращал их сборку. Однако это были машины в «очень специфичных конфигурациях и видах», созданные по спецзаказам. Их собирают медленнее, чем однотипные серийные.  

«Но факт остается фактом: произвести какое-то количество самолетов можно, но поставить их можно только после получения сертификата типа воздушного судна. Его получение сопряжено с проведением большого количества испытаний, в ходе которых неизбежно возникают сложности, проблемы. Сдвижки на этапе испытаний бывают всегда, надеюсь, они не будут критическими», — сказал исполнительный директор агентства «АвиаПорт».

Ту-214: что было

12 февраля 2024 года глава минпромторга Татарстана Олег Коробченко сообщил на коллегии, что Казанский авиационный завод работает над тем, чтобы выйти на производство 20 самолетов Ту-214 в год. В материалах к мероприятию сообщалось, что потребность в них составляет 150 единиц до 2032 года. Из них на 20 самолетов заключены твердые контракты, по 67 подписаны соглашения о намерениях, на 61 – есть заявки от потенциальных заказчиков.

21 февраля генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь сообщил, что до 2030 года планируется построить 115 самолетов Ту-214, направив на это в течение ближайших двух лет 92 млрд руб. По его словам, сначала Казанский авиазавод должен начать производить по 10 пассажирских самолетов в год, затем – по 20.

В июне в пресс-службе «Ростеха» РБК Татарстан сообщили, что у Казанского авиазавода в программе на 2024 год значатся 2 самолета Ту-214 – новый и с восстановлением летной годности. В 2025 году планируется выпустить 4 самолета, в 2026 – семь. В том же месяце глава «Аэрофлота» Сергей Александровский в интервью на полях Петербургского международного форума сообщил о планах авиакомпании отказаться от закупки 40 пассажирских самолетов Ту-214 в связи с переносом сроков поставки. В татарстанской авиакомпании «ЮВТ Аэро» РБК Татарстан после этого сообщили, что по-прежнему планируют начать эксплуатацию отечественного лайнера в следующем году.

В сентябре на Восточном экономическом форуме АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) подписала с ОАК соглашение, в о закупке отечественных самолетов, в том числе 41 – Ту-214. Пресс-службе ГТЛК сообщила, что поставки будут выполнены в 2027-2030 годах. В дальнейшем, сообщила пресс-служба ОАК, планы закрепят контрактами. Количество воздушных судов в дальнейшем может быть скорректировано, согласно комплексной программе развития авиационной отрасли страны до 2030 года. Среди получателей самолетов называли, например, авиакомпанию «ИрАэро», в парк которой могут войти девять Ту-214, а также S7. Ей Казанский авиационный завод должен поставить 100 усовершенствованных Ту-214. Авиакомпания подписала меморандум о взаимном сотрудничестве с ОАК.

21 ноября на Казанском авиационном заводе имени С. Горбунова провели испытательный полет первого полностью импортозамещенного Ту-214.

27 ноября на Казанском авиазаводе представили нового директора. Николая Савицких возглавлявшего предприятие с 2013 года, сменил Зуфар Миргалимов. Он с 2008 по 2022 год был директором по производству и первым заместителем директора КАЗ – филиала АО «Туполев», а с 2023 года и до настоящего времени возглавлял Луховицкий авиационный завод. А 25 ноября  пост управляющего директора АО «Туполев» покинул Константин Тимофеев. 

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» в беседе с РБК Татарстан отметил, что Тимофеев анонсировал формирование структуры, которая займется совершенствованием Ту-214, в первую очередь, уменьшением его массы.

«Насколько я могу судить, группа S7, которая выражала намерение приобрести 100 таких самолетов, могла быть драйвером в этом процессе, поскольку являются требовательным и квалифицированным заказчиком. Они могли бы помочь сформировать перспективный облик воздушного судна. Как сложится диалог после смены управленческой команды, информации пока нет», — сказал Пантелеев. 

По словам эксперта, если оставить самолет таким, как сейчас – с трехчленной кабиной экипажа, перетяжеленным, то его рыночные перспективы будут ограничены.

«Этот самолет будет относительно неплохо смотреться на фоне «иномарок» предыдущего поколения, но с современной авиатехникой не сможет конкурировать по определению. Я думаю, что задача по созданию конкурентного продукта все-таки должна стоять», — сказал Пантелеев.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов