Татарстан, 17 фев 2014, 15:50

Казанские ученые разработали проект производства водородных топливных элементов

Казанский Институт органической и физической химии им. Арбузова на заседании совета директоров "Татнефтехиминвестхолдинга" 17 февраля презентовал президенту РТ Рустаму Минниханову разработки по созданию водородных топливных элементов. Этот альтернативный источник энергии, который уже начинают использовать за рубежом, но не производится в России, будет актуален уже в ближайшие 5-10 лет. Президент посоветовал институту найти партнера в создании производства топливных элементов, которое может обойтись в зависимости от вида продукции на сумму от 1 до 5 млн евро.
Читать в полной версии

Казанский Институт органической и физической химии им. Арбузова на заседании совета директоров "Татнефтехиминвестхолдинга" 17 февраля презентовал президенту РТ Рустаму Минниханову разработки по созданию водородных топливных элементов. Этот альтернативный источник энергии, который уже начинают использовать за рубежом, но не производится в России, будет актуален уже в ближайшие 5-10 лет. Президент посоветовал институту найти партнера в создании производства топливных элементов, которое может обойтись в зависимости от вида продукции в сумму от 1 до 5 млн евро.

На базе казанского института можно создать производство топливных элементов либо их отдельных деталей, рассказал Минниханову доктор химических наук, профессор Института органической и физической химии им. Арбузова Марсил Кадиров. Топливный элемент, позволяющий получить энергию с помощью расщепления водорода, более чем в два раза эффективнее двигателя внутреннего сгорания - его КПД составляет от 83%, в то время как у обычного двигателя он не превышает 30%.

Такие разработки уже активно применяются в Южной Корее, США, Японии, Бразилии и других странах мира, сказал Кадиров. Например, как сообщил коллегам Минниханов, к 2015 году уже пять мировых автопроизводителей планируют начать выпуск машин на водородных двигателях. В России производство топливных элементов с 2004 года пытался наладить "Норникель", который решил ежегодно выделять на эти разработки 40 млн долларов, однако прекратил работы уже в 2008 году. Тем временем, к 2030 году, по словам Кадирова, мировой рынок топливных элементов только для автопрома составит 60 млрд долларов.

"Сейчас считаю целесообразным сейчас ввязаться в драку за топливные элементы и водородную экономику. Необходимо создать небольшой центр по исследованию и производству мембранных электродных блоков - они уже скоро сильно понадобятся для автомобилей, и у нас уже есть ноу-хау", - заявил ученый.

Казанский институт уже запатентовал миниатюрный топливный элемент, позволяющий вырабатывать от 1 до 5 кВт. В качестве катализатора в нем можно использовать как драгоценные металлы, так и органические материалы. Проблема выбора катализатора для проекта очень актуальна: самый простой катализатор для топливного элемента - платина, однако для массового производства существующих моделей хотя бы только для автопрома мировых запасов платины хватит всего на 15-16 лет. Казанский институт разрабатывает более экономичные варианты использования платины в элементе, а также ищет другие виды катализаторов.

Институт хочет создать как минимум производство мембран для топливных элементов. "К примеру, в Санкт-Петербурге есть институт, разрабатывающий топливные элементы для судов и кораблей, но у них проблемы с мембраной, и они готовы купить у нас", - рассказал ученый президенту. На это производство институту требуется 1 млн евро.

"Второй, более дорогой путь - создание центра по изготовлению топливного элемента на 1-5 кВт. Элемент на 1 кВт можно применять в коттеджах - поначалу он будет дорогой, но можно будет удешевить, а пятикиловаттный - для защиты трубопроводов, например, на Севере, куда очень дорого провести энергию", - сказал Кадиров. Этот проект, на который потребуется 3-5 лет, стоит 5 млн евро.

Выслушав докладчика и осмотрев презентованный топливный элемент, Рустам Минниханов одобрил разработки. "Я думаю, эта тема в ближайшие 5-10 лет будет актуальная. В ближайшее время может серьезно измениться технология двигателей и всего остального", - констатировал президент. Впрочем, о государственной поддержке проекта речи не зашло - глава республики посоветовал ученому найти инвестора самостоятельно. "Может, партнера какого-то найти, как-то правильно выстроить нашу работу", - подытожил он.

Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
ФНС взыщет ущерб за налоговые преступления бизнеса с физлиц. В чем суть
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Китай резко снизил поставки техники в Россию. Что мешает справиться самим
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях