Казанский аэропорт взял курс на европейских перевозчиков
В преддверии крупных мировых спортивных событий в Казани ее аэропорт начал работу по привлечению перевозчиков на регулярные рейсы в Европу, которых не было в маршрутной сетке после ухода в прошлом году немецкой Lufthansa. Этим летом в МАК приходят испанский лоукостер Vueling и финская национальная авиакомпания «Finnair», а осенью аэропорт обещает запустить рейсы в Мюнхен, Тель-Авив и Прагу. Эксперты говорят, что заполнить эти маршруты получится не раньше чем через год, но в МАКе уверены: связь с крупными европейскими городами Казани необходима.
15 июня из казанского аэропорта испанским лоукостер Vueling выполнил первый прямой рейс по маршруту Казань-Барселона. Как сообщили в пресс-службе аэропорта, на первом рейсе из Казани в Барселону полетели 67 человек, из Барселоны - 36 человек. Рейс Барселона- Казань-Барселона будет выполняется до начала сентября по воскресеньям на лайнере Airbus 320 вместимостью до 180 пассажиров.
В августе в расписании появятся 3 вылета в неделю в Хельсинки. В начале июня МАК анонсировал маршрут Хельсинки-Казань-Хельсинки национального финского перевозчика «Finnair». Полеты начнутся с 18 августа, 3 раза в неделю на 100-местных узкофюзеляжных самолетах Embraer 190. Переговоры с финнами МАК начал на форуме Routes СНГ-2013 в Донецке, сразу после Универсиады. Как рассказал РБК-Татарстан генеральный директор аэропорта «Казань» Алексей Старостин, «Finnair» принял "ускоренное решение", на которое уходит от 1 до 3 лет: «посетившие аэропорт финны и испанцы не ожидали такого шикарного аэропорта в регионе».
По словам Алексея Старостина, сейчас треть пассажиропотока аэропорта Казани летит с пересадками через аэропорты Стамбула, Астаны, Дубая, Москвы, Санкт-Петербурга до пункта назначения. "Из этого следует, что необязательно заводить прямой рейс в определенный город, но следует привлекать перевозчиков с развитой маршрутной сетью. Именно этим и привлекательны Vueling и Finnair: они имеют развитую сеть по Европе, а Барселона и Хельсинки - крупные международные хабы", - объясняет он.
Кроме того, осенью МАК возобновит прямое сообщение с Мюнхеном. Напомним, в 2013 году вместе с Lufthansa из Казани ушли рейсы во Франкфурт, а после двух лет полета «Ак барс аэро» в Мюнхен из сетки аэропорта исчез и этот немецкий город. Кто будет перевозчиком на этот раз, Старостин не сообщил, однако отметил, что это будет российская авиакомпания. Еще одним популярным направлением обещает стать безвизовый для россиян Израиль: МАК намерен включить в маршрутную сетку Тель-Авив.
На осень перенесен и долгожданный круглогодичный регулярный рейс в Прагу, который «Ак барс аэро» планировал выполнять с 31 мая 2014 года, однако был отменен.
Согласно предварительным договоренностям с авиакомпаниями на ежегодном форуме Routes Europe, в 2015 году в МАКе могут появиться рейсы из Казани в Дюссельдорф, Вену, Рим, Будапешт, Ригу, Мадрид, Лондон, Варшаву и Женеву. Аэропорт вновь презентовал свой потенциал «европейского» аэропорта России перед Lufthansa, провел встречи с представителями Air Baltic и Wizz Air, Alitalia и другими перевозчиками. «Цель - Европа, и у нас есть эти возможности. Пришлось очень многому научиться, что того, чтобы правильно представить аэропорт», - добавил генеральный директор МАК в беседе РБК-Татарстан.
По словам Старостина, МАК имеет самый крупный пассажиропоток в ПФО по международным рейсам - в 2013 году им воспользовались 1,85 млн жителей Татарстана и ближайших регионов - Марий Эл, Башкортостана, Ульяновской и Кировской области и др. Маршрутная сеть аэропорта в 2014 году включает 60 направлений, из них - 35 международных (в том числе 10 — в страны СНГ).
Привлечь европейских перевозчиков Казани помогла реконструкция аэропорта в преддверии Универсиады, которая потребовала 4,89 млрд руб. «Казанский аэропорт может сегодня работать практически в любых условиях, что обеспечивает новая взлетно-посадочная полоса протяженностью 3,75 км и аэронавигационное оборудование. Реконструкция и опыт работы в период студенческих игр позволили МАК получить в 2014 году престижную награду от Skytrax - как лучший региональный аэропорт (до 5 млн пассажиров) в России и СНГ", - говорит он. С этой наградой, по словам Алексея Старостина, наладить сотрудничество с иностранными перевозчиками стало проще. Авиакомпаниями предложили и дисконтные схемы, по одной из которых МАК предлагает аэропортовое обслуживание со скидкой на первый год в 80%.
По мнению директора компании по продажам авиабилетов AVT Азамата Сабирова, в первую очередь такие рейсы нацелены на туристический пассажиропоток, и в зависимости от направления. «Единственный вопрос, как мы их будем заполнять. С одной стороны, нет рейсов - не будет и людей, и наоборот. С другой - не думаю, что «Finnair» заинтересован просто в перелетах в Казань, Хельсинки - это международный хаб. Думаю, и нам стоит наладить более плотные полеты по ПФО, чтобы международными рейсами из Казани пользовались жители всего Татарстана и других регионов», - отметил он. Отдельно Азамат Сабиров подчеркнул необходимость иностранным перевозчикам организовывать в регионе продажу билетов не через интернет, отметив, что «Татарстан с онлайн-билетами не дружит».
По мнению главы аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, не факт, что новые зарубежные рейсы гарантируют быстрый рост пассажиропотока. «Первый рейсы регулярного сообщения, как правило, заполняются не очень хорошо, на самых популярных из них «раскатка» может произойти менее, чем за полгода, но на действительно стабильные показатели возможность выйти примерно через год», - пояснил аналитик.
Алиса Розанова