Татарстан, 17 сен 2019, 10:28

Борьба с пластиком: в Татарстане к переработке мусора привлекут МСП

Торговые сети и производители готовы отказаться от использования пластиковой упаковки при условии, что им окажет помощь государство. В ином случае, оплатить переход на экологичный формат работы придется покупателям
Читать в полной версии

В Татарстане перерабатываются не более 10% от всех отходов. Об этом 13 сентября рассказал первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов на круглом столе, посвященном внедрению системы zero waste («ноль отходов»).

Концепция zero waste или «ноль отходов» ставит своей целью снижение вырабатываемых ТБО. В рамках данного подхода мусор должен отправляться только на переработку. Магазины формата zero waste предполагают продажу товаров без упаковки: на развес в тару покупателей.

Для увеличения доли перерабатываемых отходов власти РТ планируют создать инфраструктуру для работы малого и среднего бизнеса в данном сегменте экономики. «Начало строительства запланировано на следующий год. Сейчас мы ведем подготовку всех проектов, определение конкретных территорий, земельных участков, на которых будет создаваться инфраструктура. Эти площадки должны быть сформированы как производство по переработке отходов. И там необходимо создавать условия для малого и среднего бизнеса, который должен будет реализоваться», – сказал Фролов.

По его словам, один из самых актуальных вопросов – использование пластика в качестве упаковки. «Эта проблема стоит на повестке мирового уровня. По поручению нашего президента мы посетим США, где ознакомимся с заводами, утилизирующими пластик. Наша цель изучить технологии», – сказал Фролов.

Алексей Фролов отметил, что требования торговых сетей к производителям предъявляются жесткие. «По количеству упаковки, по доставке, по безопасности. Есть тонкие моменты, которые отрегулировать на уровне нормативной базы сложно», – сказал Фролов.

Рост цен

Глава крестьянско-фермерского хозяйства «Белоглазова» Алена Белоглазова отметила, что производители готовы использовать более экологичную упаковку, однако необходима системная работа с органами власти, так как бизнес не может взять все расходы на себя.

«На текущий момент один из самых экологичных видов упаковки – стекло. Но, во-первых, оно хрупкое, во-вторых, его сложно найти. У нас стекло не производят, поэтому придется заказывать. В-третьих, чтобы обрабатывать стекло для повторного использования нужны специальные установки», – сказала Белоглазова.

По ее словам, производители не получают никакой выгоды и льгот при использования стекла в качестве упаковки. «Считаю, что государство должно поддерживать бизнес в этом вопросе. Конечно, мы можем заложить все затраты в цену продукта. Но конечный потребитель тоже не готов брать это на себя. Поэтому все должно решаться системно», – сказала Белоглазова.

Руководитель агентства Bright Consulting Мария Яшенкова отметила, что участие регулирующих органов не должно сводиться к ограничительным мерам. «Нет ничего хуже, чем жесткое регулирование чего-либо без учета сложившихся бизнес процессов. Стимуляционные действия в этой индустрии работают лучше, чем ограничительные.

В Европе с 2022 по 2025 год вводятся существенные ограничения. Например, если компания не может перерабатывать 75% своего пластика, она не имеет права его использовать. Такие требования вызывают необходимость разработки новых материалов, которые или будут лучше перерабатываться, или могут быть материалами вторичного использования. Но покупательская способность в нашей стране ниже, чем в Европе. И есть ли у российского потребителя деньги платить за это решение большой вопрос. Высока вероятность сломать сложившийся процесс», – сказала Яшенкова.

Бизнес переходит на zero waste

Директор отдела маркетинга сети «Эссен» Алиса Ситдикова согласилась, что должен быть системный подход, в котором участвуют сети, производители товаров, производители упаковки и регулирующие структуры. «Наша сеть со своей стороны охотно внедряет технологии zero waste. Сеть готова вкладываться в развитие формата свои средства, внедрять технологии и маркетинговыми «фишками» привлекать клиентов», – сказала Ситдикова.

Директор отдела маркетинга сети «Эссен» Алиса Ситдикова  

По ее словам, в компании «Эссен» формат zero waste уже работает. «В наших магазинах с 2018 года представлена насыпная нефасованная продукция – бакалея, кондитерские изделия, чай, кофе и пиво. И мы видим прирост в этом сегменте. Например, продажи бакалеи в 2019 году выросли примерно на 2%, чай и кофе – до 1%, кондитерские изделия – более, чем на 2%. Нам удалось снизить стоимость нефасованных продуктов. И привлечь малообеспеченные слои населения», – сказала Ситдикова.

Кроме того, по словам Ситдиковой, магазин старается отказаться от излишней упаковки. «Так, хлебобулочные изделия покупатели приобретают в крафтовой бумаге. В ближайшее время планируем ввести экологичную упаковку и для другой продукции. А также организовывать акции лояльности для тех, кто будет приходить со своей тарой. Мы уменьшили заказ пластиковой упаковки на 25% в 2019 году», – сказала Ситдикова.

Компания планирует заключить договор по переработке первичной транспортной упаковки. «Товары поставщика приходят к нам в распределительный центр. Первичную тару, например, паллеты, мы планируем либо повторно использовать, либо перерабатывать. Компания задалась вопросом проработки нормативов по сокращению транспортной упаковки», – сказала Ситдикова.

Развивать формат zero waste, по словам Ситдиковой, сетям помогает и цифровизация. Внедрение цифровых киосков и мобильных приложений избавляют от необходимости печатать персональные купоны или каталоги товаров.

Магазин нового формата

По словам Алисы Ситдиковой, интерес покупателей к формату zero waste растет. «Мы, в свою очередь, планируем увеличить количество насыпных категорий. Уже в этом году начинаем внедрять концепт shop-in-shop – «магазин в магазине». Планируем реализовать проект в каждом нашем супермаркете», – сказала Ситдикова.

К 2020-2021 году компания планирует открыть отдельно стоящие магазины концепции zero waste. «Там будет представлена исключительно насыпная продукция. Покупатели смогут использовать свою тару для того, чтобы приобретать продукты», – сказала Ситдикова.

Мария Яшенкова отметила, что, прибегая к таким форматам, торговые сети идут на риск. «Даже в области насыпных круп мы ходим по лезвию. Реализуя товары на развес без упаковки, магазины часто получают штрафы. Сети запускают такие проекты, если могут найти баланс. Это непростой вопрос», – сказала Яшенкова.

По ее словам, чтобы планы по переходу на экологичную упаковку превратились в реальность, необходимо достигать понятных экономических результатов

Pro
Семь шагов, которые сделают маркетинг гиперперсонализированным
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Как российской компании судиться с индийским контрагентом
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов