COVID-2019 в РТ, 17 сен 2020, 09:40

Некриминальное чтиво: пандемия стимулировала спрос на книги в Татарстане

В Татарстане из-за пандемии увеличился спрос на электронные и аудио- книги, пользовался спросом и бумажный формат. По мнению эксперта, самоизоляция привела росту популярности чтения и книги будут активно продаваться
Читать в полной версии

За чтением в сеть

Повышение спроса на онлайн продажи книг отметили в «Татарском книжном издательстве». По данным руководства предприятия, издательская деятельность во время пандемии не прекращалась, но снижение покупательской способности было очевидным, в том числе, по сравнению с прошлым годом.

«Мы получали много обращений в наш адрес с вопросами, как можно приобрести ту или иную книгу, поэтому мы приняли решение на это время организовать бесконтактную доставку книг по Казани. Заказы принимали через наш официальный сайт и страницы издательства в соцсетях.», – рассказал РБК Татарстан генеральный директор «Татарского книжного издательства» Ильдар Сагдатшин.

В информационно-аналитическом центре «Альпари»  РБК Тататарстан сообщили, что долю онлайн-продаж книг разные интернет-магазины и издательства, публиковавшие данные в открытых источниках, оценивали в 2019 году в 10-12% от общего объема российского книжного рынка в денежном выражении. Сейчас доля возросла, а в будущем через сеть будет реализовать 75% и более книг.

Изоляция с пользой

В «Татарском книжном издательстве» сообщили, что в период пандемии посещаемость сайта выросла в 3 раза. Лидерами по востребованности стали бесплатные аудиокниги по татарским произведениям и бесплатные интерактивные учебные издания. Среди продаваемых книг – художественная и детская литература.

«Вырос спрос на нашу продукцию и на известных интернет-площадках («Ozon», «ЛитРес», «Лабиринт», «Библио-Глобус», «MyBook», «WildBerries» и других), где мы также представляем свои издания», – добавил Сагдатшин.

В пресс-службе Ozon сообщили, что в апреле-мае продажи литературы выросли почти в 2 раза к аналогичному периоду прошлого года. Продажи художественной литературы в Татарстане выросли на 111% к аналогичному периоду прошлого года. Причиной в компании считают появление дополнительного времени для досуга и самообразования. 

«В топе предпочтений в этот период у пользователей был роман «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной. Среди нехудожественной литературы, продажи которой в период самоизоляции выросли на 70%, в топе находились такие книги, как «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст» Максима Ильяхова, «Тренируй свой мозг. Японская система развития интеллекта и памяти. Продвинутая версия» Рюта Кавашима, «НИ СЫ. Будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед» Джен Синсеро», – поделились в пресс-службе.

В «Татарском книжном издательстве» отметили, что несмотря на увеличение спроса на электронные и аудио-версии изданий, их аудитория в большинстве отдает предпочтение бумажным книгам.

«Бумажная книга по востребованности превалирует, но в то же время, к примеру, в период самоизоляции мы заметили спрос и на электронные, аудио книги. Потому для нас остается одной из важных задач предоставление читателям как можно больше возможностей приобретения литературы в различных форматах и через различные каналы сбыта», – сказал Ильдар Сагдатшин.

Бумага vs сеть плюс ТВ

Заместитель руководителя информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова считает, что определенную популярность книгам добавило телевидение. В период пандемии по одному из федеральных телеканалов демонстрировался сериал по книге Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». «Это стимулировало спрос на саму книгу и онлайн, и в офлайн-магазинах, бурные дискуссии по поводу содержания книги и соответствия ему сюжета телесериала до сих пор не утихают в социальных сетях», – отметила она.

Сериал «Зулейха открывает глаза» сняли по одноименной книге писательницы Гузель Яхиной. Главную роль сыграла Чулпан Хаматова. С 13 апреля ленту демонстрировал телеканал «Россия 1».

Книга Яхиной была переведена на 20 языков. Автору присудили несколько престижных литературных премий, включая «Большую книгу» и «Ясную Поляну».

9 сентября Яхиной вручили премию правительства России в области культуры.

В долгосрочном аспекте объективной тенденцией может стать закрытие многих книжных офлайн-магазинов и переход торговли книгами в интернет, считают в информационно-аналитическом центре «Альпари».

«Полностью офлайн-торговля книгами, конечно, не исчезнет, но не исключено, что лет через десять до 75% всех продаж книг будет приходиться на интернет-магазины. Однако у офлайновых книжных магазинов всегда найдется своя целевая аудитория, которой важно подержать книгу в руках перед покупкой, полистать ее, может быть, прочитать рекомендации этого произведения со стороны других авторов, которые нередко публикуются в начале книги или на последней странице обложки, а в интернет-магазине такие рекомендации не всегда можно увидеть», – сказала Наталья Мильчакова.

По прогнозу аналитика, если в первом полугодии росли продажи книг в интернет-магазинах, то во втором повышенный спрос на чтение, сформированный во время самоизоляции, может стимулировать спрос и в офлайн-магазинах.

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Сгенерированная реальность: каким будет 2025 год для PR-специалистов
Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы