Уход от санкций: крупные промышленники решили готовить кадры по-новому
Вопреки давлению
Запросы на производственные решения от отечественных разработчиков у предприятий все еще остаются очень высокими, хотя промышленность уже справилась с первым шоком от санкций на технологии. Об этом на пленарном заседании Недели инноваций и технологий IN’HUB заявил заместитель генерального директора по развитию и взаимодействию с резидентами особой экономической зоны «Иннополис» Олег Протопопов
«Сейчас вся отечественная промышленность сталкивается с беспрецедентным давлением иностранных вендоров и разработчиков. Конечно, все компании работают над этим, но быстро заменить все работающие сервисы не получится. Если говорить о каких-то решениях, которые необходимы компаниям сейчас, то они могут охватить всю специфику производства, начиная от управления кадрами до управления ресурсами», — отметил Протопопов.
При этом он выразил уверенность, что, даже если санкционное давление снизится, объем решений от отечественных разработчиков будет только увеличиваться, как и число разработчиков. Об этой тенденции свидетельствует и рост количества резидентов ОЭЗ. По данным представителя особой экономической годы, за последний год площадка приросла 70 новыми компаниями разного класса – от стартапов до крупных предприятий.
Российские корпорации стали более открытыми для разработчиков, отмечает руководитель направления по работе с инновациями компании UMNO.digital Владислав Карпинский, а сложившаяся в стране ситуация с технологиями создала больше возможностей для выхода стартапов на заказчиков.
«В целом, корпорации стали доступнее. И если в основном предприятия ожидают от разработчиков эффективность на коротком горизонте, потому что шоки происходят именно сейчас, то у корпораций есть возможность работать с DeepTech и прорывными инновациями. Они больше смотрят в науку, ищут ответы на свои вопросы в научных центрах», — говорит Карпинский.
На выставке форума IN’HUB были представлены порядка 30 стартапов. Отечественные разработчики презентовали, например, платформу для внутренних коммуникаций сотрудников – своеобразную соцсеть. Еще одна разработка: сервис для удаленной работы «в поле», состоящий из очков и программного обеспечения. Надев их, сотрудники могут передавать видео с производственных площадок и работать с коллегами как по Zoom.
В поисках кадров
Представители таких крупных компаний, как «Норильский никель», группа НЛМК, «Северсталь», «Технониколь-Строительные Системы», «Газпром нефть» и других, на пленарной сессии форума отметили, что запрос промышленности сегодня касается не только отечественных технологий, но и кадров.
Вице-президент, технический директор «Технониколь» Евгений Войлов считает, что в стратегической перспективе российские предприятия столкнутся с дефицитом не просто высококвалифицированных сотрудников, а кадров вообще. Ведь на рынке скажется не только падение интереса молодежи к техническому образованию, но и «демографическая яма» начала 2000-х.
«Тенденция эта заметна уже сейчас. Вопросы человеческих ресурсов уже сегодня возникают – их не хватает. Поэтому мы обращаемся к роботизации на своих площадках – применяем роботов, где это возможно, делаем автоматизацию и цифровизацию процессов. К тому же, сегодняшняя молодежь на предприятиях – это определенно другая аудитория, к которой мы не привыкли. У них другие требования к работе, другие потребности. Мне бы хотелось бы узнать, как другие компании с ними работают – в обучении, в мотивации. С ними промышленности придется работать в перспективе. Их надо узнавать и тоже выращивать как кадры», — отметил Войлов.
Человеческий капитал
Для устойчивого развития просто растить кадры компаниям сейчас недостаточно – важно создавать условия для инноваторов. А это выходит за рамки целевого обучения и обеспечения соцпакетом. Слово, родившееся на предприятиях Советского Союза, сегодня в активном ходу у HR-отделов. Поиск мотивированных сотрудников, которые бы предлагали решения для улучшения производственных процессов, должен стоять в центре кадровой политики каждого предприятия, отмечает директор департамента по развитию бизнес-системы Заполярного филиала «ГМК «Норникель Александр Мамонтов.
«Задача компании всегда – создать условия для инноваторов, чтобы они могли внедрять свои идеи, чтобы им это было просто и интересно делать. Мы пришли к тому, что нужна система мотивации сотрудников-инноваторов, когда есть материальное и нематериальное поощрение. Нужны специальные структуры по инновациям – например, департаменты инноваций. Для нас, работающих в условиях севера, вопрос с кадрами был всегда острым. Маловероятно, что некоторые возможности искусственного интеллекта, роботизация, которые мы сегодня используем, может решить его», — уверен Мамонтов.
Примером инноваций, ставших основной темой Недели IN’HUB, стал проект по созданию кровельного материала из отходов производства жевательной резинки, с добавлением битума и ароматизирующих веществ.
«На самом деле, запах битума не вреден для людей. Но для повышения комфорта окружающих мы решили ароматизировать кровельный материал. Он сохраняет запах мяты или фруктов 2-3 месяца. Впрочем, аромат – дополнительная опция, а ключевой момент – концентрация на максимальном рециклинге», — сообщил участник команды Кирилл Кемаев, исполнительный директор Выборгского филиала ООО «Завод Технофлекс».
Этот проект стал победителем конкурса «Трансформация» в рамках Недели IN’HUB. Состязание демонстрирует оригинальные идеи проектных команд и помогает тиражировать эффективные инструменты и ноу-хау.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан