Год восстановления, 17 дек 2021, 09:47

Впереди паровоза: «Камаз» начнет поставлять за границу электробусы

В ПАО «Камаз» намерены заняться экспортом электробусов в Туркменистан. По словам генерального директора предприятия, электроавтобусы пользуется спросом и в России
Читать в полной версии

Как сообщил генеральный директор ПАО «Камаз» Сергей Когогин, в следующем году у предприятия имеется две основные задачи – вывод электробусов, а также грузовых автомобилей К5 за пределы страны. 

«Наша задача в 2022 году сформировать несколько проектов, которые позволят расширить модельный ряд. Интерес к грузовикам К5 появляется в арабском мире. Также у нас есть намерение в следующем году приступить к тесту электробусов за пределами России», — рассказал журналистам гендиректор предприятия. 

По словам Когогина, в этом году на заводе было изготовлено 350 электробусов, а также 1,7 тысяч автобусов большой вместимости. Порядка 70% из них работают на газомоторном топливе. 

«Важным было то, что в том году мы вывели 18-метровый автобус и электробус. Москва уже ждет его. Надеемся, что в феврале мы представим автобус большой вместимости на тестовую эксплуатацию. Для того, чтобы в следующих тендерах техника нашла свое применение», — сказал он. 

Когогин отметил, что автобус уже тестируется в Белгороде, а также его хотят ввести в Сочи, Санкт-Петербурге и Сахалине. «При тестовой эксплуатации электробусов, мы получаем позитивную реакцию населения. Но поставок электробуса в следующем году не будет. Сейчас ведутся переговоры в странах Персидского залива и в Туркменистане. Там мы планируем сделать поставку для тестов», — сказал он. 

В 2018 году КАМАЗ выиграл тендер на поставку в Москву первых 100 электробусов и 31 зарядной станции. В декабре 2019 года компания отчиталась об успешном завершении второго контракта на поставку. Также в 2018 году КАМАЗ выиграл конкурс на поставку 596 низкопольных автобусов «НЕФАЗ» для Москвы до конца 2020 года. Электробус оснащен двузонным климат-контролем, телематическими и медиасистемами, wi-fi. В салоне электробуса установлены медиаэкраны с маршрутной информацией, USB-слоты для зарядки мобильных устройств. Электробус рассчитан на 85 человек, имеет низкий уровень пола, адаптирован для маломобильных пассажиров.

К5 - в страны Европы

По словам Когогина, грузовики модели К5 также будут отправлены в Туркменистан и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). В этих странах предприятие готовит специальные сервисные зоны. Грузовики уже курсируют в Казахстане, Узбекистане и Азербайджане. 

Однако, Когогин признался, что из-за срыва поставок по электронным компонентам ПАО «Камаз» не удалось достигнуть показателей по выпуску моделей К5. В этом году, по итогам 11 месяцев, было реализовано порядка 1,8 тыс. грузовиков. В планах на следующий год увеличить производство до 8 тыс. 

«Основной вопрос этого года – производства К5. Могу с большим удовлетворением сказать, что продукт в принципе без каких-либо проблем сегодня принят нашими потребителями. По К5 в этом году важная была задача, чтобы наши поставщики добились объема обеспечения конвейера на следующий год», — сказал он.

В целом, он отметил, что по итогам текущего года компания продемонстрировала положительные показатели. Выручка за 11 месяцев 2021 года составила 234,7 млрд рублей.  В это время было реализовано 38,9 тыс. грузовых автомобилей, из которых свыше 5,3 тыс. были отправлены на экспорт. Данный показатель оказался на 10% выше бизнес-плана и 22% к уровню прошлого года.

«О работе компании грех жаловаться, с рынком все в порядке. Если говорить о результатах, то мы нарастили общую выручку на 12% от бизнес-плана и на 24% по уровню прошлого года. Общая выручка в этом году составляет 234,7 млрд рублей», — сказал он.

Согласно бизнес-плану следующего года компания ожидает продажи 45 тысяч грузовых автомобилей, в том числе 6 тысяч будут отправлены на экспорт. Годовая выручка, по их прогнозу, должна составить 270 млрд рублей. «Акционеры поддержали нас в инвестиционной программе. Мы на следующий год план поставили 17 млрд рублей инвестиций», — сказал он. 

Рост цен на продукцию в следующем году прогнозируется в пределах инфляции. Когогин отметил, что в текущем году он составил от 9 до 11% на ряд моделей.

Производство электромобиля

Кроме того, Когогин отметил, что «Камаз» планирует построить отдельный завод по проекту «Кама-1».

Электромобиль Кама-1, созданный Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого совместно с ПАО «Камаз». 

Электрокар разработан на основе технологии «цифровых двойников». Эта технология позволяет проводить виртуальное тестирование и настройку автомобиля, моделировать и измерять любые его показатели в различных условиях жизненного цикла с детальным учетом характеристик материалов и особенностей технологических процессов.

«Я верю, что те идеи, которые были заложены в «Кама-1» и проект «Кама» – имеют право на жизнь. Сейчас компания ведет работу с потенциальными инвесторами и презентует проект. Я думаю, презентация состоится в I квартале следующего года. «Камаз» тоже рассчитывает войти в этот проект ориентировочно на 25%», — сообщил Когогин.

Он добавил, что вложил собственные средства в развитие проекта совместно с российским предпринимателем Рубеном Варданяном. По данным Спарк, общий объем инвестиций составил 720 млн рублей в разработку электромобилей. 

 «Мы считаем, что нашли именно ту нишу, которая будет интересна потребителям поколения Z. В планах мы хотим построить отдельное предприятие по «Кама-1». У нас нет мощностей под выпуск легковых автомобилей. Либо мы возьмем что-то из того, что есть в стране, либо будет сформировать новый завод», — заключил он.

Опрошенные РБК Татарстан эксперты уверены, что экспорт грузовиков положительно отразится на экономике предприятия. 

«Рынок России занимает менее 2% мирового рынка. Чем больше экспорта, тем больше загрузка предприятий. Но при экспорте высокотехнической продукции нужно позаботиться, чтобы сервис был обеспечен. У «Камаза» такие вопросы уже решены. Не случайно он много раз занимал лидирующее положение, как лучший экспортер России. Но другой вопрос в том, что эти мощности нужно нарастить. Мне кажется, сначала необходимо обеспечить внутренний рынок , но и экспортный потенциал должен развиваться», — рассказал председатель машиностроительного кластера РТ Сергей Майоров.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, отметил, что грузовики от «Камаза» имеют зарекомендовавшую себя репутацию за рубежом, в то время как спрос на электробусы нужно увеличивать. 

«В следующем году в планах «Камаза» увеличить число выпущенных электробусов до 450 единиц и выйти на рынок Казани, а также налаживать переговоры с потребителями из Европейских стран.  Учитывая технологические особенности электробусов, перспективы на этом рынки у него есть довольно высокие», — сказал он.

Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе