Татарстан, 18 мар 2016, 10:03

Поможет ли Китай вывести ВСМ Москва - Казань из-под влияния доллара?

Намерение РЖД взять кредит в 400 млрд руб.на ВСМ Москва-Казань в китайском банке удивляет, заявил РБК-Татарстан финансовый аналитик. По мнению экспертов, это сомнительный способ вывести проект из-под валютных колебаний.
Читать в полной версии

Эксперт-аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев отметил в комментарии для РБК-Татарстан, что неожиданная реанимация РЖД проекта ВСМ, замороженного в 2014 году, несколько удивляет его. Еще ранее, в 2012 году этот проект также был исключен из заявки на проведение ЧМ по футболу из-за высокой стоимости.

«А ведь тогда и оборудование стоило дешевле, и нефть была дороже, и рубль был крепок, и казна росла, и увеличивался пассажиропоток. Возврат к проекту строительства ВСМ, когда и нефть упала, и казна пуста, и цены выросли, и перевозки снижаются, выглядит как последняя попытка поучаствовать в разделе тающего на глазах Фонда национального благосостояния. И то, что китайский кредит предполагается получить через «Внешэкономбанк», лишь подтверждает эти опасения. А отдавать кредит за счет чего?», - рассуждает эксперт.

На строительство участка Москва-Казань планируется затратить 1,2 триллиона рублей, что для 770 километров слишком дорого: получается порядка одного миллиарда 360 миллионов рублей за каждый километр пути. Такого пассажиропотока, чтобы окупить затраты в сколько-нибудь обозримой перспективе, попросту не будет, считает Калачев.

Понятно, что окупаемость таких проектов достигается не за счет пассажиропотока, рассуждает аналитик, а скорее за счет влияния на общее развитие экономики: за 30 лет эксплуатации французской сети высокоскоростных магистралей TGV продажи билетов не окупили и половины вложенных средств, зато социально-экономические выгоды от французской ВСМ превысили затраты на нее в четыре раза. В Китае строительство сети высокоскоростных магистралей позволило создать сотни тысяч рабочих мест и ряд новых предприятий, развивать металлургию, производство цемента, а также разгрузить обычные железнодорожные трассы, освободив их для более прибыльных грузовых перевозок, привел примеры аналитик

«А здесь какие регионы получат импульс? Москва, Нижний Новгород, Казань связаны и железной дорогой, и автомобильной трассой, и авиаперелетами, и речными путями. Как и что тут может дополнительно развиться за счет ускорения пассажирских перевозок, чтобы окупить затраты хотя бы косвенно? И, повторюсь, за счет чего будет гаситься кредит? Ранее РЖД обещало привлечь инвесторов, а не кредиторов», - отмечает А.Калачев.

Кроме того, аналитик отметил, что из-под влияния курсовых колебаний проект вывести невозможно. Сам кредит не нес бы валютных рисков, если бы был номинирован в рублях. Китайский юань – это тоже валюта, и ее котировки могут сильно колебаться. Но даже кредит в рублях в этом проекте не будет защищен, если будет закупаться импортная железнодорожная техника или комплектующие для ее сборки в России, а они будут закупаться, ведь уровень локализации в производстве высокоскоростных локомотивов и вагонов крайне низок.

Директор Казанского филиала БКС Премьер Руслан Фатыхов заявил, что кредит в китайском банке "безусловно, важен для проекта, он покрывает примерно треть его стоимости". В условиях ограничения внешних источников финансирования и большой заинтересованности Китая в участии в таком масштабном инфраструктурном проекте привлечение крупного займа в CDB видится нам вполне закономерным шагом.

Учитывая гарантии правительства РФ и большое внимание со стороны властей двух стран к совместному развитию крупных инфраструктурных проектов, вероятность отказа в кредите со стороны CDB очень мала.

"Что касается тезиса о том, что кредитование в юанях снимет с проекта зависимость от колебаний валют, то он довольно спорный – в течение минувшего года юань «ходил» относительно рубля в амплитуде до 37,5%. Вместе с тем, учитывая тесную взаимосвязь с китайской стороной в реализации данного проекта, кредитование в юанях представляется более предпочтительным вариантом, чем в долларах", - говорит Р.Фатыхов.

Напомним, что о намерении ОАО "Российские железные дороги" взять займ в 400 млрд рублей у China Development Bank (Китай) 17 марта 2016 года сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на собственный источник. Кредит планируется взять через «Внешэкономбанк».

Это позволит снять с проекта строительства ВСМ «Москва-Казань» зависимость от колебаний валют. CDB готов предоставить кредиты в долларах или юанях. При этом минфин РФ должен будет обеспечить государственные гарантии для этих заимствований.

Ранее финансовая модель проекта, предполагала, что один из четырех участков (от Москвы до Владимира) РЖД построят сами, на три других: Владимир - Нижний Новгород, Нижний Новгород - Чебоксары и Чебоксары - Казань найдут концессионеров.

Днем ранее, 16 марта 2016 года, министр транспорта РФ Максим Соколов заявил на пресс-конференции в Москве, что участок высокоскоростной магистрали до Казани стоимостью 1,2 трлн рублей планируется запустить до 2020 года, а также Москва — Тула, Челябинск — Екатеринбург .Тогда же намереваются ввести в эксплуатацию скоростные магистрали Тула — Белгород, Екатеринбург — Нижний Тагил и Новосибирск — Барнаул.

В 2021 - 2025 годах планируется продлить татарстанский участок ВСМ от Казани до Елабуги и построить ВСМ Ростов — Краснодар — Адлер, Тула — Воронеж и ряд других скоростных региональных магистралей. В 2026 - 2030 годах РЖД предполагает продлить магистраль от Елабуги до Екатеринбурга и от Воронежа до Ростова-на-Дону, а также построить ВСМ Москва — Санкт-Петербург. В ценах 2015 года вся программа стоит 4,9 трлн. рублей, причем 50% от этой суммы — внебюджетные источники. Реализовывать каждый проект предполагается с использованием государственно-частного партнерства, заявил Соколов.

Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Смерть фондового рынка: почему успешные компании не выходят на биржу
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
10 поводов попасть в черный список Центробанка и 2 способа выйти из него