"Дна не видно": авторынок РТ держится на плаву за счет кредитов
Татарстан вошел в ТОП-5 регионов по объему автомобильного рынка по итогам первого квартала 2016 года. Такой результат показало исследование аналитического агентства Автостат, основанное на данных Национального бюро кредитных историй. Республика заняла четвертое место в рейтинге (на основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ – РБК-Татарстан), уступив Москве с 48 539 автомобилями, Московской области - 21 109 шт. и Санкт-Петербургу - 18 404 шт. Объем рынка за первые 4 месяца 2016 года составил в республике 11 807 автомобилей. Следом за Татарстаном следует Краснодарский край - 10 131 шт.
При этом 6 288 автомобиля – 53,3% от всего объема в РТ, были куплены с помощью автокредита. Таким образом Татарстан также вошел в ТОП-10 регионов с самой большой долей автокредитов, заняв седьмое место. Три первых места в этом списке достались Магаданской области, Чукотскому автономному округу и Ленинградской области.
«Экономика Татарстана в числе лидеров среди регионов России. Один этот фактор можно считать определяющим в вопросе изучения емкости автомобильных рынков субъектов Российской Федерации. Из этого, кстати, можно сделать и более интересные выводы. К примеру, если на фоне экономического кризиса существенная часть жителей соседних регионов вынуждена совсем отказаться от покупки нового автомобиля или уйти к «вторичке», то относительно более обеспеченные татарстанцы лишь снижают класс своих новых автомобилей», - комментирует результаты исследования Антон Глухов, руководитель казанского аналитического агентства «Промрейтинг».
Эксперт отмечает, что на любую экономическую тенденцию одновременно оказывают влияние сразу несколько факторов. Росту способствует отложенный спрос, отмечает Глухов: два последних года люди избегали «резких» финансовых решений, «доезжая» старые машины дольше обычных сроков эксплуатации.
«Нефть и доллар более-менее «устаканились» - пошло движение на рынке. Кроме прочего, весна традиционно считается временем года оптимальным для покупки машины. Отпуск далеко, Новый год прошел, дороги почистили и отремонтировали. Рост кредитов я связываю со стабилизацией рыночной ситуации и новыми мерами государственной поддержки», - говорит эксперт. При этом отмечая, что позитивные новости из этой сферы связаны лишь с замедлением темпов свободного падения. По итогам прошлого года россияне "недокупили" более миллиона автомобилей, цены на автомобили выросли в 1,5 - 2 раза, отмечает спикер, а это значит: нет речи даже о стабилизации и достижении дна, не говоря уже о росте.
Руслан Фатыхов, директор Казанского филиала БКС Премьер считает, что пока ситуация с большей долей автокредитов на рынке республики не вызывает беспокойства. Текущий уровень просроченной задолженности сохраняется сегодня в районе 8,5%, и это не является критичным для сегмента и банковской системы в целом, отмечает эксперт.
«Динамика в автокредитовании в I квартале в целом соответствовала общероссийской – доля проданных в кредит автомобилей значительно выросла. Произошло это, во-первых, из-за эффекта низкой базы - в I квартале 2015 года падение было очень сильным и резким. Во-вторых, помогла государственная программа субсидирования процентных ставок по автокредитам – она поддержала рынок в момент пика его падения. В-третьих, сказывается и некоторый рост потребительской уверенности на фоне снижения инфляции и других признаков улучшения экономической ситуации, - говорит Фатыхов. - В Татарстане при этом особенно популярной оказалась государственная программа субсидирования процентных ставок - и по числу, и по сумме заявок Татарстан уступает только Московской области».