Татарстан, 18 апр 2023, 10:59

Искусственный разум: как развивается нейросеть в Татарстане

РБК Татарстан опросил представителей власти и бизнеса о внедрении искусственного интеллекта, рисках и перспективах. По данным минцифры РТ, ИИ используется в разных сферах давно, но сейчас он переживает всплеск интереса
Читать в полной версии

Сеть будущего

«Искусственный интеллект, на самом деле, появился давно. Однако сейчас интерес к нему вспыхнул с новой силой, когда он появился в Telegram и других мессенджерах, а также в соцсетях. Это очередная ступень развития цивилизации, в этому нужно привыкнуть. Некоторые боятся исчезновения тех или иных профессий, однако пришла эра цифровизации, и появились новые специальности», — отметил замглавы минцифры РТ Рустам Хидиятуллин, отвечая на вопросы РБК Татарстан.

Он рассказал о реализации проектов с применением искусственного интеллекта в регионе и в целом по стране. Например, за 3 года было реализовано порядка 50 RPA-роботов, которые, как пояснил замминистра, избавляют человека от рутинной работы, повторяющихся бизнес-процессов. «Робот работает 24/7. Его не нужно кормить, достаточно просто включить компьютер (подключить электропитание и запустить программу)», — рассказал Хидиятуллин.

Замминистра добавил, что одной из первых сфер, где началось внедрение ИИ, стал ритейл, где его используют, например, для отслеживания пустых полок, тепловых следов и так далее. Видеоидентификация человека, выстраивание трекинга его перемещений и другие опции, многие из которых вошли в повседневную жизнь, тоже являются примерами использования искусственного интеллекта.

В Татарстане, по словам Хидиятуллина, ИИ планируется начать использовать для решения проблемы с безнадзорными животными.

«Мы надеемся, что в этом году нам масштабно удастся внедрить систему искусственного интеллекта по отслеживанию бродячих собак. То есть система реально определяет с человеком ли собака или нет и передает данные в организации, которые занимаются отловом бездомных животных, и муниципалитету, насколько эффективно работает данная компания», — рассказал, отвечая на вопросы РБК Татарстан, Хидиятуллин.

слева – направо: замглавы минцифры РТ Рустам Хидиятуллин, директор макрорегиона «Волга» Tele2 Алексей Сидоров

Заместитель министра добавил, что было бы неплохо, если бы были определены границы развития искусственного интеллекта. «В то же время не нужно забывать, что алгоритмы, которые закладываются в ИИ, создаются человеком», — сказал Хидиятуллин.

Он добавил, что регуляторика в данной сфере начинает формироваться – создана Российская ассоциация искусственного интеллекта, которая, среди прочего, определяют параметры ИИ. Также ограничивают действие искусственного интеллекта компании, которые его разрабатывают. «Я думаю, что мы придем и к законотворчеству в данной сфере – появятся первый, второй третий закон о роботохенике», — прогнозировал заместитель министра цифрового развития республики.

Космос 21 века

Директор макрорегиона «Волга» Tele2 Алексей Сидоров поделился, что интерес клиентов к искусственному интеллекту растет, компания уже несколько месяцев фиксирует эту тенденцию. «В первом квартале число пользователей Midjourney, ChatGPT и аналогичных нейросетей выросло в 5 раз. Искусственный интеллект сегодня – как когда-то неизведанный космос. Однозначно, это прогрессивная технология, которая в скором будущем позволит решать сложные задачи, недоступные человеческому мозгу. Сейчас для технологии характерно массовое и в какой-то степени неконтролируемое применение, но, рано или поздно кто-то монетизирует этот ресурс, ограничит некоммерческое использование, а дальнейшее развитие ИИ станет строго контролироваться», — отметил Сидоров.

Директор макрорегиона «Волга» Tele2 рассказал, что у абонентов становится больше привычек, продиктованных цифровым образом жизни. В 2022 году потребление трафика выросло, в среднем, на 15%. «Клиенты активно используют мессенджеры для звонков, начинают утро с чтения новостей в каналах и сообществах, пришедших на смену утренним газетам, и если кто-то вечером включает телевизор, то получает саммари информации за день. Мы, как оператор связи, являемся связующим звеном между событием, человеком, который его фиксирует, и человеком, который им интересуется», — сказал Сидоров.

Участники встречи также обсудили пользовательское поведение и его изменение в целом. Алексей Сидоров при этом отметил обострение конкуренции за внимание пользователей. «В смартфонах каждого абонента несколько десятков приложений, каждое из них решает узкий спектр вопросов: найти скидки в магазинах, проконтролировать время сети. Но монозадачность – это ненадолго. Пользователи ценят мультифункциональность, а тот софт, который в короткое время не станет суперполезным, ждет удаление без сожаления. Как трендсеттер телеком-отрасли, Tele2 постоянно находится в поиске новых решений и возможностей для приложения «Мой Tele2». Мы уже превратили его в центр управления трафиком, затратами, бонусами, ИИ подбирает оптимальные предложения для каждого, самое важное выводит в сторис. В результате, приложением пользуются уже почти 20 миллионов абонентов», — сказал Сидоров.

IT-руководитель компании Tcode (дочка компании «Тюбетей») Айдар Валиев сообщил, что сейчас в организации тестируют Telegram-бот, своего рода личного помощника для работы со стажерами, который собирает информацию. В будущем его планируется подключить к взаимодействию с клиентами сети «Тюбетей». «На этом работа не закончится. Чем человеческая речь отличается от компьютерной – в ней очень много синонимов, различных вариаций. Мы хотим добавить это в нашу разработку, чтобы клиенты, заказывая еду, не видели разницы», — рассказал Валиев.

слева – направо: заместитель руководителя Центра противодействия киберугрозам Innostage CyberART Максим Акимов, IT-руководитель компании Tcode Айдар Валиев

По словам Валиева, организация на данный момент удовлетворила базовые потребности, разработав и запустив сайт, приложение, обеспечив интеграцию с кассами. Дальнейшее развитие в Tcode видят в бизнес-моделировании.

«Сейчас потребность в разработке сайтов, маркетинговых элементов сокращается, потому что растет число ресурсов, которые делают это автоматически. Тем не менее, растет запрос на бизнес-аналитику. От аналитики мы переходим к бизнес-моделированию, и будем открывать кафе и рестораны на основе предыдущих данных, которых за годы работы накопилось очень много: мы знаем даже, как будет работать заведение в ту или иную погоду», — сказал Валиев.

Человеческая логика

Заместитель руководителя Центра противодействия киберугрозам Innostage CyberART Максим Акимов отметил, что ИИ является разработкой человека и работает по той логике, которую в него заложили люди.

«Если есть опасения по аналогии с фильмом «Терминатор», то только программист знает, какую логику он заложил. А польза от использования ИИ однозначно есть, если опустить все игрушки, мемы и так далее. Так, мы используем нейросеть для некоторых разработок. Ребята могут получить код, на написание которого они потратили бы неделю, и потратить сэкономленное время на созидание. Правда, здесь важно уточнить, что именно они загружают. С точки зрения информационной безопасности, мы рекомендуем выработать для сотрудников правила работы с внешними сервисами, что можно загружать, а что ни в коем случае нельзя. К примеру, не нужно пытаться создать там исходный код, загружать какие-то чувствительные данные, это все может стать предметом утечек и навредить. А в целом, ИИ будет развиваться: нужно уменьшать ресурс на монотонные действия, чтобы люди могли тратить время на другие вещи. За этим будущее. Может быть, мы придем к тому, что вместо дворников подметать улицы будут роботы, а человек сможет направить свой мозг на другие цели, так как он в любом случае будет умнее любой машины», — сказал Акимов.

В сфере ИТ, по мнению эксперта, искусственный интеллект может способствовать улучшению качества продукта, выявляя и нивелируя ошибки, допущенные программистами.

Заместитель руководителя Центра противодействия киберугрозам Innostage CyberART отметил, что уже сейчас практически у каждого человека за счет использования различных сервисов, например, госуслуг, есть цифровая копия. Это сопряжено с определенными рисками. Атакам, взломам и утечкам, как показала практика прошлого года, подвержены компании и организации с разным уровнем обеспечения безопасности.

2022 год, по словам эксперта, задал новые тренды в сфере киберугроз. В частности, появились атаки на уровне приложений, которых раньше не было. Сайты некоторых организаций столкнулись с подменой содержимого и попали в список вредоносных ресурсов. Еще одним трендом в сфере киберугроз стали предложения работникам организаций, поступавшие в соцсетях, продать учетные данные под угрозой взлома. Образовалось движение так называемых «хактивистов».

«За последний год сильно упростилась реализация DDoS-атак: любой желающий может зайти на определенный сайт и, нажав пару кнопок участвовать в атаке. Мы научились выявлять таргетированные атаки. Например, был ряд атак на банки, в том числе и татарстанские. Мы научились с этим бороться, в том числе совместно с операторами связи, которые по сути представляют первый эшелон защиты, блокируя атаки по полосе», — рассказал Акимов.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Pro
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизе
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
Поиск работы: что успеть сделать в новогодние каникулы
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году