Татарстан, 18 апр, 09:07

Прогоревший бизнес: компании Татарстана стали банкротиться на 148% чаще

В Татарстане в I квартале опубликовали 82 сообщения о конкурсном производстве в отношении юрлиц и крестьянских хозяйств, что на 148,5% больше, чем годом ранее. Эксперты считают это следствием мораториев на банкротство
Читать в полной версии

Банкротная пятерка 

В Татарстане в I квартале 2024 года было опубликовано 82 сообщения об открытии конкурсного производства в отношении юридических лиц и крестьянско-фермерских хозяйств. Это на 148,5% больше, чем в I январе-марте прошлого года, сообщается в отчете отчете Единого федерального реестра сведений о банкротстве (Федресурса).

Татарстан, по данным Федресурса, занял 4 место по количеству банкротств компаний. На первом месте  Москва (478, +44,4% к I кварталу прошлого года), Московская область (212, +94,5%), Санкт-Петербург (143,+70,2%). Замыкает топ-5 Краснодарский край, где динамика составила 23,9% (57 дел).

В общей сложности, количество намерений кредиторов обратиться в суд с заявлениями о банкротстве компаний в январе-марте 2024 года составило 6,97 тыс., что на 8,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Число наблюдений сократилось – на 4% до 1,7 тыс. 

«Число корпоративных банкротств находится на крайне низком уровне, и, судя по динамике количества наблюдений и намерений кредиторов, это еще не предел. Кредиторы, похоже, все больше склоняются ко внесудебным способам урегулирования долга», — сообщил руководитель Федресурса Алексей Юхнин.

Доля процедур, инициированных конкурсными кредиторами, в I квартале 2024 года снизилась до 67% с 81% в январе-марте 2023 года. Доля ФНС России как заявителя выросла с 9% до 26%. Должники по собственной инициативе начали банкротство в 7% дел, годом ранее их доля составляла 9,5%.

«Динамика корпоративных банкротств во все периоды характеризовалась определенной волатильностью. Вместе с тем отмечающееся снижение количества банкротств может быть связано с действием комплекса факторов, обусловленных развитием правоприменительной практики, включая привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, двумя мораториями на банкротство, которые усилили переговорную позицию должников, создавали условия для поиска сторонами компромисса в сложной ситуации», — заявили в министерстве экономического развития РФ.

Последствия мораториев

Опрошенные РБК Татарстан эксперты одним из факторов роста числа банкротств компаний и фермерских хозяйств назвали моратории, которые вводили в 2020 и 2022 году. Их снятие, отметила юрист юридической фирмы Yalilov&Partners Камила Хасанова, повлекло резкий прирост числа банкротств в 2023 году и постепенную стабилизацию показателя в 2024-м.

Руководитель офиса юридической фирмы «Арбитраж.ру» Артем Комсюков добавил, что в 2022 году экономическая ситуация резко изменилась в худшую сторону, но государство решило поставить временный запрет на банкротство, соответственно, до конца позапрошлого года финансовое положение многих компаний не улучшалось, долги росли. После окончания действия моратория по долгам состоялись суды, были соблюдены необходимые сроки, поданы заявления на банкротства, и к концу 2023 года – началу 2024 данные «отложенные» банкроты попали в процедуру конкурсного производства.

Юрист практики банкротства K&P.Group Мурат Хатефов добавил, если сравнить количество процедур банкротства в текущем году с 2019 или 2021 годами, то можно утверждать, что увеличения количества процедур наблюдения и конкурсного производства не произошло.

Экономическая активность и банротства 

Эксперты сошлись во мнении, что Татарстан вошел в пятерку регионов с наибольшим приростом числа компаний-банкротов, поскольку является экономически активным и развитым регионом. Комсюков отметил, что к таковым относятся все регионы, где зафиксирован наиболее высокий прирост числа банкротов. Хатефов заявил, что РТ входит в десятку регионов-лидеров по вовлеченности населения в бизнес.

«В настоящий момент Республика Татарстан является благоприятным регионом для открытия своего бизнеса, так как действует гарантийная республиканская поддержка в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Благодаря этой поддержке, бизнес получает заемное финансирование для успешной деятельности. Однако любой бизнес – это, в первую очередь, рисковая деятельность, и стремительно нарастающая санкционная нагрузка в целом существенно негативно влияет на финансовые показатели большинства компаний, что выступает прямой предпосылкой для возникновения признаков неплатежеспособности и недостаточности имущества, несмотря на оказываемую государственную поддержку», — сказала Хасанова из Yalilov&Partners.

Говоря о банкротствах крестьянско-фермерских хозяйств, эксперт отметила, что наиболее популярными направлениями бизнеса в регионе выступают сельское хозяйство и промышленность. «В условиях наступления неблагоприятных климатических изменений применительно к сельскому хозяйству и нарастающей санкционной нагрузке применительно к промышленности, именно эти отрасли наиболее подвержены возникновению у них признаков банкротства», — сказала Хасанова.

Хуже не будет

Эксперты считают, что в ближайшей перспективе не стоит ожидать существенного роста числа обанкротившихся компаний. По словам юриста Yalilov&Partners, в данном вопросе стоит принять во внимание общие тенденции к снижению прироста числа корпоративных банкротств в целом по России, так как государственная поддержка бизнеса будет возрастать даже в условиях санкционных ограничений, а популяризация института субсидиарной ответственности контролирующего должника лица позволит бизнесу более успешно справляться с кредиторской нагрузкой. Помимо этого, по ее словам, возрастает популярность альтернативных способов разрешения конфликтов, таких как переговоры и медиация, что также, предположительно, сыграет свою роль на статических данных по банкротству в будущем.

«Если государство не будет искусственно ограничивать подобную «чистку» рынка, то я не вижу перспектив для дальнейшего роста компаний-банкротов. Рыночные отношения сами надлежащим образом стабилизируют данные правоотношения и вернут показатели банкротств в рамки предыдущих лет», — поддержал точку зрения Хасановой Комсюков из «Арбитраж.ру»

Хатефов из K&P.Group считает, что количество банкротств будет сокращаться. «Сегодня крупные кредиторы, даже имея существенные возможности, нередко идут по пути реструктуризации, «стараются договориться без доведения спора до суда». Данные обстоятельства связаны как со сложностью процедуры банкротства, так и с желанием сохранить деловые отношения. При этом, динамика роста количества банкротств компаний, в любом случае, будет зависеть от стабильности экономической ситуации в стране и возможностей бизнеса преодолевать возрастающее санкционное давление», — сказал эксперт.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

 

Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Почему мозговые штурмы не работают и как искать новые идеи для компании
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы