Татарстан, 19 янв 2023, 09:41

Татарское «железо»: в РТ хотят создать кластер по выпуску ноутбуков

Ноутбуки татарстанской компании скоро появятся в розничной продаже. Минцифры РТ говорят, что в республике может появиться кластер по производству компьютерной техники. «Железные» эксперты поддерживают эту инициативу
Читать в полной версии

Как сообщили РБК Татарстан в пресс-службе минцифры РТ, в республике может появиться кластер по производству компьютерного оборудования, продукция которого будет продаваться не только на российском рынке, но и за рубежом.

После начала спецоперации на Украине из России начали уходить технологические компании.

Одной из первых поставки в Россию и Беларусь прекратила Intel, которая также приостановила все деловые операции в России. Следом за ней, в марте 2022 года, продажи своих продуктов и услуг приостановили Microsoft, AMD и Nvidia. Летом с российского рынка окончательно ушли HP и Dell. Менее радикально поступили Asus, Acer и Toshiba – компании не бросили российский рынок, а приостановили свои продажи. Samsung, Xiaomi, Huawei, Honor и Panasonic решили остаться, но приостановили или сократили поставки продукции из-за проблем с доставкой.

Ближе к новому году поставки ноутбуков возобновились. В пресс-службе «М.Видео–Эльдорадо» журналистам рассказали, что устройства знакомых брендов не пропадают с полок «за счет собственных импортных операций» и что более трети из 2,8 млн ноутбуков 2022 года пришлись на китайские бренды. В пресс-службе Ozon сообщили, что на маркетплейсе пользуются спросом не только азиатские бренды, но и отечественные производители, в числе которых ICL и Echips.

Кто раскроет технологический потенциал республики

Чтобы раскрыть технологический потенциал, в республике нужно реализовать несколько проектов, отметили в минцифры РТ.

Так, Казанский национальный исследовательский университет им. А.Н. Туполева (КАИ) усиливает направление подготовки специалистов-разработчиков микроэлектронного оборудования и специалистов по обслуживанию производственных линий, которые будут работать на заводе материнских плат ICL. «Запуск завода позволит увеличить объем выпускаемой продукции более чем в 2 раза», — отметили в министерстве.

В республике прорабатывают вопрос разработки и производства полупроводниковых изделий, а также микропроцессоров на базе татарстанских предприятий. Участвуют и ведущие вузы Татарстана, которые также готовят будущих специалистов. Наконец, важно и нужно развивать отрасль микроэлектроники, которая позволяет вычислять, хранить и преобразовывать цифровую информацию, отметили в министерстве.

В минцифры сообщили, что в Татарстане достаточно организаций, которые могут раскрыть производственно-технологический потенциал республики. В их числе университеты «Иннополис», Казанский университет и КАИ, коммерческие организации ICL, «Искра» и «Инкомсистем», ИТ-парк и так далее.

«Реализация этих планов позволит создать в Татарстане кластер по производству компьютерного оборудования мирового уровня и продавать продукцию не только на внутреннем российском рынке, но и за рубежом», — сообщили РБК Татарстан в пресс-службе минцифры РТ.

Как конкурировать с китайскими производителями

Как рассказал РБК Татарстан генеральный директор ICL, директор производственного кластера Евгений Степанов, в 2022 году компания произвела 150 тысяч ноутбуков – это приоритетное направление ICL. Последние 3 года компания лидирует по поставкам ноутбуков в школы, техникумы, колледжи и вузы страны в рамках национального проекта «Образование».

Однако компания планирует выпускать ноутбуки не только для образовательных учреждений. В скором времени ICL намерена выйти на розничный рынок. «В самом ближайшем будущем ноутбуки нашего производства появятся в крупнейших розничных сетях России», — заявил Степанов.

По словам Степанова, на данный момент 90% от общего объема продукции реализуется на территории России. «У нас 500 партнеров во всех регионах страны, которые продвигают наше оборудование на своих рынках, а потом его обслуживают, и мы будем развивать нашу партнерскую сеть и дальше. Нужно понимать: конкурировать с китайской продукцией возможно только в случае достижения тех же объемов. А для этого может не хватить российского рынка», — объяснил Степанов.

Основную часть комплектующих ICL закупает в Китае и Азиатских странах, а в прошлом году компания произвела 120 тысяч материнских плат в России. Несмотря на то, что в стране есть производства компонентов, в России никогда не будет на 100% отечественного ноутбука, уверен Степанов.

«Ноутбука, в котором 100% компонентов произведены в России, не будет никогда, и не стоит к этому стремиться. В глобальной экономике так сложилось, что сегодня 90% компонентов для вычислительной техники производится в странах Азии, малая толика – в США, Японии и Европе. В России есть производства компонентов, и они сейчас развиваются, строятся новые производства. Государство прикладывает усилия к поддержке радиоэлектронной отрасли, но не надо ставить задачу абсолютно все производить самим: это будет стоить слишком дорого, либо производство займет значительные сроки», — объяснил эксперт.

Степанов напомнил, что в конце 2022 началось строительство нового завода ICL по производству материнских плат. Площадка будет включать участки конвейерной сборки, а также автоматические линии поверхностного монтажа печатных плат. На первом этапе завод планирует выпускать 300 тыс. плат, а в дальнейшем объемы нарастят до 1 млн изделий. В компании не сомневаются, что платы будут пользоваться спросом на российском рынке, что значит, потенциально ICL сможет стать ведущим технологическим производителем страны.

«Татарстан был и остается лидером цифровой трансформации среди регионов, инициатором запуска уникальных ИТ-проектов, и ICL на протяжении многих лет активно поддерживает инициативы РТ по цифровизации всех сфер жизни республики – в первую очередь образования и здравоохранения. Мы будем рады и впредь становиться частью масштабных ИТ-проектов, которые будут менять жизнь нашего региона к лучшему», — заключил Степанов.

Кому нужны ноутбуки ICL

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин в беседе с РБК Татарстан высказал мнение, что ICL вполне сможет конкурировать с другими производителями ноутбуков, прежде всего с китайскими – благодаря низкой себестоимости компьютеров.

«ICL осуществляет крупно-узловую сборку, то есть все комплектующие – процессоры, память и так далее – производятся не в России, а, как правило, в Китае. Соответственно, стоимость сборки, стоимость конечного устройства – достаточно невысокая», — объяснил Муртазин.

В то же время, по словам аналитика, борьба будет ожесточенной, поскольку ICL не может просто взять и удешевить себестоимость устройств и потому что государство не дотирует компанию. По мнению Муртазина, преимущество ICL в том, что по нынешним законам ее техника может считаться российской.

«Им надо зарекомендовать себя, их главный покупатель – человек, который выбирает характеристики, а не смотрит на бренд», — считает эксперт.

Аналитик считает, что вне зависимости от того, как компания будет продавать ноутбуки, – выйдет во всероссийскую розницу или будет поставлять устройства в учебные учреждения по тендерам – у ICL есть шансы закрепиться на рынке и развивать производство, в том числе построить новый завод, если у нее будут продажи.

На вопрос о том, есть ли у Татарстана шансы организовать большой технологический кластер по производству востребованной продукции, который позволит делать не только материнские платы, но и другие отечественные комплектующие, а также разрабатывать оригинальную операционную систему, Муртазин тоже ответил положительно. По мнению эксперта, такому развитию событий способствует благоприятный экономический климат республики.

«Плюс Татарстан помогает компаниям открывать те или иные предприятия. Исходя из этого Татарстан может стать одним из приоритетных регионов России, особенно с развитием компонентных предприятий, а не только крупно-узловой сборки», — считает эксперт.

При этом, несмотря на высокий потенциал республики как технологического гиганта страны, разработка на 100% отечественных компьютеров может занять десятки лет. 

«Можем ли мы рассчитывать на то, что в России появится полностью свое железо? В ближайшие 15-20 лет точно нет. Наверное, это сложно», — заключил аналитик.

Кто еще делает железо в России

Кандидат экономических наук, доцент, завкафедрой искусственного  интеллекта и анализа данных факультета информационных технологий университета «Синергия» Александр Батищев рассказал РБК Татарстан, что в России есть компании, которые производят компьютеры и комплектующие. Но они не могут выдать такие же производственные объемы, что и западные техногиганты, однако это «дело времени».

«Такие российские компании, как «Эльбрус» (производитель процессоров), RDW Computers (компьютерное и серверное оборудование), ЭЛТЕКС (разработчик и производитель телекоммуникационного оборудования) только упрочат свои позиции, и западным вендорам будет не так просто вернуть утраченные рубежи», — сказал Батищев.

С другой стороны, российские девелоперы намного активнее разрабатывают ПО, чем «железо». По словам ученого, отечественные операционки успешно замещают зарубежные аналоги наряду с прикладным ПО. Примером этому служат текстовые редакторы «Мой офис» и «Р7-Офис», которые приходят на смену привычной MS Office.

«Что касается ПО, то ситуация значительно лучше. Российские операционные системы Astra Linux, Red OS, Alt Linux активно замещают зарубежные аналоги в сфере образования, в госсекторе, в потребительском и корпоративном секторах. Относительно недавно появившаяся KasperskyOS активно захватывает рынок ОС на встраиваемых устройствах. Российские разработчики прикладного программного обеспечения тоже не отстают. Например, «Мой офис» и «Р7-Офис» могут заменить не только компьютерные версии MS Office, но и реализовывать функционал в мобильной и облачной версиях», — рассказал Батищев.

По мнению эксперта, невозможно рассчитать, сколько лет может потребоваться России, чтобы перейти на отечественное «железо» и софт, но импортозамещение зарубежной продукции неизбежно. Среди факторов развития отечественного компьютерного оборудования он выделил господдержку ИТ-компаний, их сотрудничество с образовательными и научными организациями, выстраивание ИТ-компаниями экосистемы вокруг выпускаемых продуктов и повышение качества их информационной и технической поддержки. «Это лишь вопрос времени», — утверждает эксперт.

Что касается внезапного возвращения зарубежных ноутбуков в Россию в ноябре-декабре 2022 года, Батищев уверен: производители поставили бизнес и деньги выше политических противоречий.

«Просто компании оценили экономические потери от ухода или приостановки деятельности в России. Для многих вопрос бизнеса стал важнее политических вопросов», — объяснил Батищев.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Российский только шильдик: почему мы закупаем роботов за рубежом
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»