Татарстан, 19 авг 2014, 07:01

Казгордума будет советоваться с бизнесменами

Казань станет первым городом в России, где досрочно будет введена процедура оценки регулирующего воздействия при принятии муниципальных законов: каждый законопроект будет предварительно оцениваться экспертами и самими бизнесменами. Бизнес-сообщество полагает, что инициатива полезная, однако, чтобы мнение предпринимателей было услышано, им придется быть настойчивыми.
Читать в полной версии

Казань станет первым городом в России, где досрочно будет введена процедура оценки регулирующего воздействия при принятии муниципальных законов. Каждый законопроект Казгордумы, который может повлиять на бизнес-сообщество, будут предварительно оценивать эксперты и сами предприниматели. Бизнес-сообщество полагает, что инициатива полезная, однако чтобы его мнение было услышано, придется быть настойчивым.

С января 2015 года в соответствии с федеральным законодательством по всей России вводится процедура обязательной оценки регулирующего воздействия правовых актов, принимаемых муниципалитетом. Казань же станет пилотной территорией, где такая процедура стартует досрочно – с 1 октября, сообщил на «деловом понедельнике» 18 августа замглавы исполкома Иван Кузнецов. «Это означает, что перед принятием нормативных актов, затрагивающих вопросы предпринимательства, данные проекты будут обсуждаться с участием бизнес-сообщества. Будет оцениваться, не вводят ли они избыточные обязанности, запреты, не создают ли дополнительные расходы», - пояснил он.

По словам чиновника, необходимость таких мер вызвана тем, что власти города в сложной экономической ситуации делают ставку на именно малый и средний бизнес, доля которого в ВТП Казани достигает 35%. «Любой документ до вступления в законную силу будет обсуждаться с ассоциациями, бизнес-сообществами и так далее», - пообещал Кузнецов.

На региональном уровне процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ) заработала в Татарстане с 2013 года, тоже в пилотном режиме. По данным минэкономики РТ, на чьей площадке и проходит экспертная оценка, в 2013 году ее прошли всего 11 нормативных правовых актов, а за 6 месяцев этого года только 9. Вопросы, которые попадают в сферу деятельности этих актов, – это лицензирование, трудовые отношения, образование. В результате проведенной оценки по ряду документов были получены замечания, которые были учтены при дальнейшей доработке документов, сообщает минэкономики. При этом, под ОРВ не попадают все вопросы, связанные с общегражданскими правовыми изменениями, установление налоговых ставок и ставок таможенных тарифов.

Уполномоченный при президенте РТ по правам предпринимателей Тимур Нагуманов считает, что возможность консультироваться с бизнесменами при принятии городских законопроектов нужна, и особенно актуально это будет в рекламной сфере, в вопросах выдачи разрешений на строительство, получении в собственность или аренду земельных участков, лицензий. «Идея безусловно хорошая, но на уровне республики она пока не до конца выстроена», - говорит он. – «По многим законопроектам, где применяется ОРВ, мы не согласны. И качество оценки надо повышать, и делать ее более публичной». По мнению бизнес-омбудсмена, при госоргане должен быть постоянный костяк из экспертов из различных сфер бизнеса, а также возможность привлекать узкоспециализированных специалистов для любых сфер, которые будет регулировать обсуждаемый документ. Из последних проектов, где применялась ОРВ, Т. Нагуманов назвал закон о регулировании слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков, закон о стимулировании инвестиционной деятельности.

Президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин считает, что процедура ОРВ на городском уровне нужна, потому что малый бизнес развивается «все хуже». «Мне присылают документы для экспертизы, я их направляю членам ассоциации для рассмотрения», - рассказал он. Халиуллин выразил мнение, что к экспертной оценке членов ассоциации в минэкономики все-таки прислушиваются.

Гендиректор рекламного агентства «Президент» Ирина Волынец рассказала, что хотела бы участвовать в экспертизе законопроектов. «Я бы с удовольствием принимала участие, если б пригласили», - рассказала она. Пока, по ее словам, законодательная власть «работает сама по себе», а у предпринимателей часто нет возможность быть услышанными. В качестве примера она привела разногласия исполкома и бизнеса в области регулирования наружной рекламы, когда администрация города запретила размещать на фасадах зданий нестандартные рекламные конструкции. «При этом ущемляются права не только предпринимателей и сотрудников компаний, которые рекламировались на зданиях, но и собственников самих зданий, которые лишаются возможности получить доходы», - считает она. Именно такие случаи, по мнению предпринимателя, подлежат общественному обсуждению.

Дина Валиуллина

Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Развод и деньги пополам. А как быть с криптовалютой
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Почему мишенью кибератак в России все чаще становятся небольшие компании
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов