Татарстан,
19 окт 2015, 09:35
Задача на полтриллиона: Татарстан намерен поставить на медицинский туризм
Татарстан намерен зайти на мировой рынок медицинского туризма, объем которого эксперты оценивают в 500 млрд рублей. Врачи клиник РТ заявляют, у них есть что предложить туристам-пациентам.
Читать в полной версии
Гендиректор самарской выставочной компании «Оптима Экспо» Павел Антипов констатировал, что глобальный рынок медицинского туризма уже сложился. При этом финансовый кризис не снизил ни темпы его развития, ни обороты. П.Антипов сообщил, что на медицинский туризм, по оценкам экспертов, приходится около 15% доходов, которые приносит вся сфера в целом.
«А это примерно половина триллиона рублей. Это экспертные оценки», - сказал он.
Глава Госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов констатировал, что жители России в целом и Татарстана в частности привыкли получать платные медицинские услуги, активно выезжая за границу. В результате, в стране образовались компании, которые специализируются на продаже услуг клиник в том же Израиле, а также Германии, США, Швейцарии и так далее. Это признанные лидеры рынка. Однако сейчас конкурировать с ними стали такие страны, как Индия, Турция, Таиланд и Бразилия, в которых 5-10 лет назад медицинский туризм развит не был.
«В принципе, это логично, потому что наши клиники никогда не занимались маркетингом, привлечением пациентов из других территорий. В результате ситуация сложилась таким образом, что на российском рынке, в основном, предлагаются услуги зарубежных клиник, в том числе стран СНГ. Для нас это определенный вызов, потому что без успешной работы на рынке платных медицинских услуг, серьезного будущего у высокотехнологичной медицины, наверное, нет», - сказал чиновник.
По словам главы Госкомитета по туризму РТ, республике предстоит научиться создавать продукт медицинского туризма, заняться созданием технологий обслуживания туристов-пациентов в медцентрах республики и, наконец, научиться продавать созданный турпродукт и конкурировать на мировом рынке. В интервью журналистам С.Иванов выразил мнение, что поднять медицинский туризм вполне реально за пару лет. Он не исключил, что в недалеком будущем в республике разработают и примут соответствующую госпрограмму.
«Продавать медицинские услуги достаточно сложно. Это не классическая продажа тура в Египет или Турция: требуется более высокая квалификация для продавца и больше времени на продажу конкретной услуги конкретному пациенту. Продажа может быть растянута на 3 месяца, на полгода», - считает Сергей Иванов. Назвать цены на туры в медицинские учреждения Татарстана глава Госкомитета в беседе со СМИ затруднился, сказав лишь, что стоимость операций варьируется от 300 тыс.рублей до 300 тысяч долларов.
"Имидж российской медицины и профессуры достаточно положительный. Мы должны использовать эти плюсы, а наши серьезные пробелы в сервисе и маркетинге, дилерской цепочке мы должны устранять", - заявил Сергей Иванов.
Первый замминистра здравоохранения Татарстана Сергей Осипов заявил, что медицинский туризм в наше время – это «не блажь богатых людей», а необходимость.
«К сожалению, люди не перестанут делать очень небольшое количество вещей. Люди никогда не перестанут есть, люди никогда не перестанут болеть, и люди никогда не перестанут умирать», - сказал он. Медикам Татарстана, признал С.Осипов, необходимо научиться презентовать свои услуги. Пока таких навыков у специалистов республики нет. Но и «раскручивать» абсолютно все медуслуги смысла нет, считает заместитель министра, возможно, стоит начать обмен пациентами с другими странами, в том числе Израилем и Европой.
Представители четырех крупнейших клиник Татарстана - РКБ, МКДЦ, городской больницы N7 и Республиканского онкодиспансера - заявили: им есть, что предложить пациентам-туристам. Например, заместитель главного врача горбольницы N7 Артур Делян, презентуя возможности клиники, рассказал, что в рамках развития медтуризма разработали около десятка так называемых "модулей для постановки единственно правильного диагноза" по такими направлениям, как сосудистая хирургия, неврология, кардиохирургия, нейрохирургия, гинекология, ортопедия и так далее.
"Они позволяют определить тактику лечение, поставить быстро диагноз и провести обследования. Модули были составлены таким образом, чтобы любой гражданин, не понимая с медицине, мог зайти на наш сайт, прочитать и понять, что ему нужно. Эти модули занимают до 2 дней. Можно составить программу с посещением в это время наших исторических мест, шопингом и так далее", - сказал А.Делян. Среди конкурентных преимуществ клиники заместитель главврача перечислил географическое положение клиники, наличие квалифицированных кадров, стоимость услуг и так далее.
Однако у представителей туриндустрии возник вопрос: как именно Татарстан намерен продвигать свой потенциал в сфере медицинского туризма? Глава департамента "Поволжье" компании "Курорты Поволжья" Евгений Терентьев посетовал, что минздрав республики отстранился от работы санаторно-курортных учреждений. По его словам, врачам РТ нужно активнее продвигать местные здравницы и медцентры среди пациентов. "Если бы эта работа была налажена, то это был бы большой плюс в продвижении медицинских услуг. Кому верит человек? Знакомым и лечащему врачу!" - считает Евгений Терентьев.