Татарстан хочет пролоббировать старт стройки ВСМ с участка Казань-Нижний
«Наша задача – убедить центр, что ВСМ нужно начать строить не от Москвы до Владимира, где уже существует скоростное железнодорожное движение – ходит «Сапсан», а от Казани до Нижнего Новгорода», – сказал сегодня глава миндортранса РТ Ленар Сафин на сессии Госсовета региона.
По словам министра, проектирование участка ВСМ от Нижнего Новгорода до Казани завершается. В конце этого или в начале следующего года документы направят на государственную экспертизу.
«Надеемся, на положительное заключение. После этого можно будет констатировать, что проект готов, и мы будем ждать объявления о начале строительства», – сказал министр.
По его словам, ВСМ планируют протянуть до Екатеринбурга. Магистраль пройдет в непосредственной близости от ОЭЗ «Алабуга» и Набережных Челнов. «Цель проекта – формирование скоростного пассажирского и грузового сообщения между Казанской и Камской агломерациями», – сообщил Сафин.
Трассировка магистрали по территории РТ, сказал Сафин, определена. Воротами в республику станет для ВСМ Зеленодольский район.
«Мы идем практически параллельно с существующим Транссибом, не задевая никакие населенные пункты. Все опасения, что ВСМ пройдет через Октябрьский и другие поселки, не имеют под собой оснований. Мы проходим через лес, но за счет правильных технических решений потери будут минимизированы», – сказал министр.
Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин заявил РБК-Татарстан, что строительство ВСМ вряд ли начнется, пока не будет определен стратегический инвестор. Сейчас ясности в вопросе, на какие средства будут строить магистраль, нет. При этом, заметил Иванкин, проект ВСМ Москва-Казань включили во все имеющиеся на сегодня планы развития инфраструктуры: президентский, правительственный, региональные и принадлежащий непосредственно «РЖД». Компания, считает эксперт, подходит к нулевой стадии в реализации проекта.
«Если же говорить о технической и технологической реализации, то здесь еще нет окончательных решений. За проект, в прямом смысле, идет борьба между Европой и Азией. Отставание от первоначального плана значительное. Напомню, что первые поезда от Москвы до Казани обещали пустить к чемпионату мира по футболу 2018 года. Это был первый проект. Согласно последнему проекту, речь идет об участке Железнодорожная – Гороховец. По нашей оценке, пока не будут определены стратегический инвестор проекта, технические параметры, серьезного прорыва в реализации не будет. Хотя имитацию деятельности мы будем видеть очень активную», – сказал Иванкин.
Напомним, что точные сроки начала строительства в «РЖД» обещали озвучить после 1 октября. Однако этого не произошло до сих пор. В сентябре был подписан комплексный план развития магистральной инфраструктуры, согласно которому первый этап проекта – от Москвы до Нижнего Новгорода – планируется реализовать до конца 2024 года. С начала осени дочерняя компания «РЖД» – «Скоростные магистрали» – объявилa тендеры на различные услуги для проекта высокоскоростной магистрали, на общую сумму более 100 млн рублей. Но ни один из них не был связан непосредственно со строительными работами.
Общая протяженность ВСМ должна составить 762 км, эксплуатационная скорость поездов – до 360 км/ч. Трасса пройдет по территории 7 регионов России (Москвы, Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашии, Марий Эл и Татарстана). Время в пути от Москвы до Казани по новой линии составит 3,5 часа (вместо 14 часов сейчас); предусмотрено строительство 16 остановок. В мае 2018 года минтранс России сообщил, что стоимость реализации проекта увеличилась с 1,3 до 1,6 трлн рублей.