Итоги 2024 года, 19 дек, 09:15

Пустить по миру: Татарстан направит сотни миллиардов на новые логоцентры

В этом году в РТ запустили 2 крупных логоцентра. Озвучивались планы по созданию особой портовой зоны, складов и других объектов. Они позволят выйти в новые страны, модернизировать заводы и обеспечить рост онлайн-торговли
Читать в полной версии

Ключевой партнер России

В этом году Татарстан упрочил сотрудничество с Китаем. Несколько проектов, реализованных на территории республики, позволили выстроить новые логистические связи. Они дают возможность не только экспортировать продукцию региона, но и извлечь пользу для развития предприятий.

«Взаимодействие с Китаем в последнее время на подъеме. Товарооборот Татарстана и Китая два года назад был $190 млрд, в прошлом году – $240 млрд. В этом году рост тоже будет. Логистика – это один из основных вопросов международной экономической деятельности», — отметил первый заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев в беседе с РБК Татарстан.

В этом году в Татарстане ввели в эксплуатацию первую очередь логистического комплекса им. Дэн Сяопина, построенного особой экономической зоной «Алабуга» в Закамской части республики. Он позволит организовывать перевозки между РТ и Китайской Народной Республикой (КНР). Комплекс заработал в тестовом режиме, в Китай отправили первый контейнерный поезд.

Инвестиции в I очередь объекта составили 51 млрд руб. Железнодорожный фронт терминала включает 6 путей протяженностью по 1,1 км каждый. Проектная обрабатывающая способность – до 8 контейнерных поездов в сутки, грузооборот – 2,4 млн т в год. Инфраструктура строится таким образом, чтобы обрабатывать любой тип контейнеров, подчеркивали в ОЭЗ «Алабуга». Общая площадь складских помещений составит 100 тыс. кв. м. Их планируют запустить в следующем году. Комплекс среди прочего будет включать таможенный пункт.

Предполагается, что из Татарстана в КНР будут отправлять продукцию нефтепереработки. Пользоваться услугами логистического комплекса им. Дэн Сяопина смогут не только татарстанские компании, но бизнес других регионов, расположенных рядом с РТ.

«Татарстан в очередной раз перехватил инициативу в Приволжском федеральном округе. Желающих было много, чтобы построить такой объект. Это работа не одного дня – необходимо взаимодействие с логистическими компаниями, которые специализируются на Азии, понимание процессов», — отметил Николаев.

В географической близости от логистического комплекса планируется построить зерновой хаб. В мае соответствующее соглашение подписали премьер-министр РТ Алексей Песошин и генеральный директор компании «Новый сухопутный зерновой коридор» Юрий Маневич. Мощность составит 8 млн т зерна в год, он предполагает сухопутную транспортировку по железной дороге.

В этом году в Татарстане пополнился новыми объектами Свияжский мультимодальный логистический центр. Объем планируемых инвестиций в проект составит 65 млрд руб., сообщил глава Зеленодольского района РТ Михаил Афанасьев. 

Летом в логоцентре запустили элеваторный комплекс. Он рассчитан на единовременное хранение 112,5 тыс. т зерна. Инвестиции в проект составили 2,8 млрд руб. Еще порядка 600 млн было направлено на покупку более сотни железнодорожных вагонов. До конца года компания «Август-Агро» планирует получить аккредитацию для работы с КНР. Она будет действовать и в отношении элеваторного комплекса.

На экономические отношения с Китаем работает и прямой рейс Казань – Шанхай, который открыли в сентябре. По словам Николаева, открытие этого направления позволяет оперативно доставлять необъемные грузы. Некоторые компании проявляют заинтересованность в том, чтобы сформировать в Казани некий хаб для авиационных перевозок в Китай.

Выход на новые рынки по воде

В августе в Свияжском мультимодальном логоцентре открыли грузовой порт. Он обеспечит возможность сообщения по воде с тремя морями – Черным, Каспийским и Балтийским. В основном, объект будут использовать для отгрузки насыпных грузов, включая зерно и продукты его переработки, а также для контейнерных перевозок. Протяженность причальной стенки составляет 2,5 км. Инфраструктура позволяет осуществлять одновременную швартовку 13 судов класса «река-море».

Речная логистика – перспективное направление для Татарстана. В этом году анонсировали несколько объектов, которые планируют реализовать на территории республики. В частности, грузовой порт в Свияжском мультимодальном центре может превратиться в особую экономическую зону портового типа. Об этом стало известно в ноябре в рамках проекта «Инвестиционный час» в Агентстве инвестиционного развития РТ.

В таких ОЭЗ создают площадки для строительства и ремонта судов, а также предоставления логистических услуг. На их территории разрешается портовая деятельность, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта.

Еще один планируемый объект – логистический речной терминал в Нижнекамском районе. Его хотят построить в районе Афанасовского сельского поселения поблизости от нижнекамского грузового речного порта на территории площадью порядка 34 га.

В Алексеевском районе РТ планируют создать искусственный земельный участок для строительства грузового речного порта. Проект направят на государственную экспертизу не позднее января 2025 года.

Участок расположится на левом берегу Камы. Его площадь составит 57 га. Грузовой речной порт в Алексеевском районе Татарстана планируют ввести в эксплуатацию к 2030 году, сообщил 9 августа глава муниципалитета Сергей Демидов. Инвестиции в проект оцениваются в 3 млрд руб. Протяженность водного подхода к порту составит порядка 5 км. Затраты на его создание могут составить 500 млн руб.

Проектируемая мощность грузооборота порта составит 12 млн т в год. В течение речной навигации прибытие грузов будет осуществляться по воде, в оставшуюся часть года – автотранспортом.

Подобные объекты позволят значительно расширить перспективы для экспорта сырья и товаров из Татарстана, считает Николаев. «Железная дорога – это направление в Китай, Казахстан и Сибирь. Речная логистика – это возможность выхода по Волге на Каспий, а оттуда на Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и, самое главное, порты в Иране. Их можно использовать как перевалочный пункт для развития взаимоотношений. Уже оттуда есть проекты выхода в Индию. Также через Иран можно выйти на Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Оман», — отметил он.

Влияние логистических проектов на отрасли

Еще один крупный объект, который планируют построить в Татарстане – логистический технопарк в Лаишевском районе. Соглашение о реализации проекта в июле заключили ООО «ИН ПАРК – КАЗАНЬ» и Агентство инвестразвития РТ.

Инвестиции составят 20,5 млрд руб. Планируется построить 9 корпусов площадью 50-55 тыс. кв. м класса А. В них появятся логистические комплексы и производство в формате light industrial (помещения для размещения легких производств, организации хранения, офиса и шоурума в едином пространстве – РБК Татарстан).

В Зеленодольском районе Татарстана хотят создать логистический комплекс за 7,5 млрд руб. Об этом стало известно в начале ноября. К реализации проекта планируется приступить в 2025 году. Общая площадь нового логистического комплекса должна составить порядка 100 тыс. кв. м. Ожидается, что будет создано 1,9 тыс. новых рабочих мест.

Строительством логистического комплекса в Зеленодольском районе планирует заняться компания DoorHan. Объект расположится на территории Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (СММЛЦ). Его площадь составляет 244 га.

В Набережных Челнах хотят построить складской логистический комплекс. Инвестором выступает ООО «Технопарк «Барс-Логистик». В июне проект поддержали на заседании Инвестиционного совета РТ.

Объем средств, которые могут быть вложены в хаб, оценили в 1,1 млрд руб. Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина сообщила, что общая площадь объекта составит 16 тыс. кв. м. Под склады отведут порядка 6,5 тыс. кв. м.

По мнению Николаева, развитие сферы логистики окажет положительное воздействие на такие основополагающие для экономики РТ отрасли, как химия, нефтехимия и сельское хозяйство. Расширение возможностей импорта позволит поставлять в Татарстан машины, оборудование и технологические линии. Это будет интересно предприятиям, проводящим перевооружение, и обрабатывающей промышленности.

Онлайн-торговля на подъеме

Развитие логистической инфраструктуры в Татарстане влияет и на рост внутренней торговли. В июле этого года в Зеленодольске запустили третью очередь логистического центра Ozon площадью порядка 47 тыс. кв. м. В проект инвестировали 2,8 млрд руб.

Общая площадь логистического центра с вводом в эксплуатацию третьей очереди достигла 122 тыс. кв. м. Это один из самых больших и автоматизированных центров компании в России. В нем одновременно могут храниться до 17 млн товаров разных категорий. Комплекс способен обеспечивать обработку до 650 тыс. посылок в сутки.

В этом году в Зеленодольском районе РТ начали строительство фулфилмент-центра «Яндекс Маркета». Площадь складского комплекса составит 70 тыс. кв. м. Объем инвестиций в строительство превышает 5 млрд руб. В начале 2025 года планируют запустить первую и основную очередь центра в 40 тыс. кв. м. Вторую намерены запустить позднее.

В марте этого года глава объединенной компании Wildberries и Russ Татьяна Ким (ранее – Бакальчук) озвучила идею создать в республике центр, где будут локализованы наиболее востребованные товары. Татарстан, по ее словам, отличает выигрышное географическое положение, развитая транспортно-логистическая инфраструктура и хорошие условия для ведения бизнеса.

«Мы проанализировали результаты и видим, что продажи татарстанских производителей на площадке сильно растут. Видим, как некоторые бренды дают чуть ли не 300% в год. Родилась идея – создать огромный кластер, чтобы там могли «приземляться» местные производства, а также и из других регионов», — сказала Ким.

Появление распределительных центров и складских комплексов напрямую влияет на скорость доставки и расширение ассортиментных предложений для жителей, отметил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов в беседе с РБК Татарстан. Кроме того, создание таких объектов развивает партнерство с локальным бизнесом, стимулируя более активное развитие предпринимательства на местах.

«В Татарстане сегодня в отрасли заняты около 50 тыс. производителей и предпринимателей. По нашим наблюдениям, в среднем после запуска крупных объектов логистики, количество региональных селлеров на площадке увеличивается в два раза. При действующей поддержке от республики можно ожидать, что в перспективе число онлайн-предпринимателей удвоится и превысит 100 тыс.», — рассказал Соколов.

Он отметил, что Татарстан – это первый регион в стране, где принята программа развития интернет-торговли, в которой предусмотрено 20 мер поддержки участников отрасли. Стимулирование предпринимателей является одной из причин, почему темпы роста отрасли превышают общероссийские показатели.

«Объем интернет-торговли в России за 9 месяцев 2024 года составил 6,2 трлн руб. Это на 43% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. В Приволжском федеральном округе рост объемов онлайн-продаж за этот период составил 42,7%, а сумма покупок в интернете — порядка 920 млрд руб. При этом в Татарстане показатели роста опережают данные по России и по федеральному округу – 46%. Объем составил 122,5 млрд руб.», — сказал Соколов.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа