Татарстан, 20 фев 2021, 09:52

Долговая яма: жители Татарстана задолжали за услуги ЖКХ ₽7,6 млрд

Порядка 55% из 7,6 млрд руб. долгов, по данным минстроя РТ, взыскать невозможно. При этом за 4 года из квартир не выселили ни одного должника. Метод отключения ресурсов в министерстве считают малоэффективным
Читать в полной версии

Первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов сообщил в программе «Интервью без галстука» Андрея Кузьмина, что на 1 января 2021 года задолженность за коммунальные услуги в республике составляет 7,6 млрд руб. По его словам, 55% этой суммы «практически невозможно взыскать», так как ее задолжали «системные неплательщики».

«Следующая категория долгов — от 3 до 6 месяцев — касается, в основном, обеспеченных людей с несколькими квартирами. У них либо не хватает времени на оплату всех платежей, либо долги идут по квартирам в аренде. Это 1,5 млрд рублей от общей суммы долга. Есть группа должников с долгами до трех месяцев. В основном, здесь социально незащищенные слои населения — у кого-то проблемы с работой и так далее. С данной категорией отдельно работают управляющие компании, их не так много, и здесь все максимально понятно. В абсолютных цифрах таких долгов около 400 млн рублей», – сказал Фролов в интервью, которое опубликовало ИА «Татар-Информ».

Замминистра подчеркнул, что последние 4 года ни одна семья не была выселена из квартир из-за долгов за ЖКХ. «Мы работаем с этой категорией более эффективными методами. Ведь даже сам процесс выселения тоже стоит определенных денег. И далеко не факт, что распродажа имущества должника позволит закрыть его долги и цену самой процедуры. В каждом случае нужно фиксировать наличие имущества, машины и других активов должника, оценивать их стоимость и так далее. У нас есть такая практика. Такие методы более эффективны и дают реальный посыл, чтобы человек пошел и оплатил свои долги», – сказал замминистра.

Еще одной мерой воздействия на должников, по его словам, является отключение ресурсов. «Технические возможности есть. В случае если структура договорных отношений позволяет сделать это, то в первую очередь отключается электроэнергия. Плюс есть техническая возможность затампонировать канализацию в конкретной квартире через подвал: робот заходит и ставит заглушку через конкретную квартиру. К сожалению, это недешевая практика и вызывает недовольство соседей, ведь во время работ бывают случаи, когда возникают нехорошие последствия», – сказал Фролов.

Чтобы изменить ситуацию, отметил замминистра, необходимы системные изменения. В частности, нужно сформировать цифровую базу данных по всем многоквартирным домам, где содержалась бы техническая документация, чтобы управляющая структура могла получить необходимую информацию. Помимо этого, необходима информация о собственниках, их долях, договоры на энергоснабжение. Результатом станет, по мнению чиновника, повышение эффективности работы технической инспекции.

«На мой взгляд, нам нужно выйти из периода заблуждения и структурировать жилищный фонд: мы почти 15 лет живем по новому жилищному законодательству, практика сложилась, есть жилье реальное, где люди управляют ТСЖ сами и граждане купили жилье. Я считаю, что тем жильем, которое было в период массовой приватизации, должен максимально управлять муниципалитет, у него должны быть полномочия и финансовые инструменты для решения этих вопросов», – сказал Фролов.

По его словам, сейчас единой базы данных нет. Информация от жильцов поступает в формате протоколов собраний активистов, которые проводят их не всегда в установленной законом форме. 

«Был переход от государственных к частным формам управления в 2006 году, попытки были с организацией отдельных ТСЖ. Но даже собрание провести было невозможно. Мы пытались с университетом сделать модель, собрали психологические портреты собственников, пытались математическую модель сделать и вычислить, сколько раз нужно собраться, чтобы принять хотя бы одно положительное решение. Но там около тысячи раз необходимо собраться, чтобы с различными психопортретами граждан, проживающих в обычной пятиэтажке, прийти к консенсусу.

Государство — эффективный заказчик. У нас же произошла подмена. Крупные управляющие компании зачастую аффилированы сами с собой: являются и заказчиками, и подрядчиками. А в результате возникает вопрос недоверия. И попробуй объяснись, если выступаешь в одном лице, перед гражданами, чиновниками, надзорными органами», – сказал Фролов. 

Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи
Pro
Есть ли способы перетянуть «черных» хакеров на светлую сторону
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Выборы в Индии могут ударить по ценам на золото. Что будет с рынком
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их