Татарстан может стать центром логистики для других регионов
Татарстан планирует наращивать грузовые перевозки с Китаем. В этом направлении для республики важны новые логистические центры, которые были запущены в прошлом году. Регион может стать точкой для распределения поступающих грузов. Сейчас их направляют в Москву, а в дальнейшем – в другие регионы России.
Новая роль Татарстана
Сейчас из-за подобного подхода Москва перегружена, рассказал вице-президент по линейно-логистическому дивизиону FESCO Герман Маслов на III Международном форуме «РОСТКИ: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество». При этом в Татарстане создаются необходимые условия, чтобы республика стала распределительным центром для других регионов.
«Не все грузы, которые идут в Москву, предназначены для нее. Огромная часть потоков перетаривается и развозится обратно в другие города, в том числе и дальние – Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Владивосток и так далее. Переключить это на Татарстан и сделать из него такой же распределительный центр, как Москва – хорошая идея», — отметил Маслов.
Возможность строительства логистических объектов является залогом для того, чтобы регион мог принимать большие потоки грузов для дальнейшей отправки в другие субъекты РФ. Дальше нужна работа с логистическими компаниями.
Что касается инфраструктуры, в Татарстане работают над новыми проектами во всех направлениях логистики. Вокруг республики развивают федеральные трассы, а внутри региона сосредоточились на развитии речных и морских перевозок.
«У нас функционирует много грузовых портов, в дальнейшем они будут увеличивать мощности. Основные, конечно – это новые. Свияжский мультимодальный логистический центр имеет причал более 2,5 км и три железнодорожных пути по 1 км каждый. Это единовременная выгрузка более 70 вагонов и погрузка больших судов. Центр отгружает сельскохозяйственную продукцию, завозит материалы для строительной отрасли», — отметил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов.
Рост объемов
Логистические комплексы, запущенные в прошлом году, создают условия для реализации новых задач, в том числе распределения грузов из Татарстана по другим регионам. Свияжский логоцентр располагается на пересечении международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток», а также имеет выход на федеральные транспортные магистрали железнодорожного, водного и автомобильного сообщения.
«В дальнейшем он может стать крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для всех регионов Поволжья, а также угловым речным портом для перевозки по международным транспортным коридорам», — сказал первый заместитель премьер-министра РТ Рустам Нигматуллин.
Логистический центр им. Дэн Сяопина должен закрыть потребности Нижнекамского промышленного узла. Ханифов отметил, что к 2030 году объем выпуска продукции местных предприятий достигнет 20 млн т. В октябре 2025 года в логистическом терминале «Один пояс и один путь» (является частью логокомплекса) планируют достроить складскую инфраструктуру. Площадь объектов составит порядка 170 тыс. кв. м.
Железнодорожный фронт терминала включает шесть путей протяженностью по 1,1 км каждый. Проектная обрабатывающая способность – до 8 контейнерных поездов в сутки, грузооборот – 2,4 млн т в год. Инфраструктура строится таким образом, чтобы обрабатывать любой тип контейнеров. Кроме того, комплекс будет включать таможенный пункт.
Оба логистических комплекса уже повлияли на железнодорожные перевозки между Татарстаном и Китаем. Грузоотправителем ООО «ЛК «Один пояс и один путь» по железным дорогам в первом полугодии 2025 года перевезено 57 тыс. т грузов в Китай, сообщили в Куйбышевской ЖД. Логистический терминал с начала года отправил 36 экспортных поездов и принял шесть импортных составов.
На форуме ООО «ЛК «Один пояс и один путь» и филиал ООО «Китайское Шаньдунское общество международного экономического и технического сотрудничества» подписали меморандум о взаимопонимании для развития сферы контейнерных перевозок. Документ нацелен на содействие росту услуг контейнерных перевозок, в том числе созданию и развитию инфраструктуры, оснащенной комплексами для затарки контейнеров.
С момента открытия Свияжского мультимодального логистического центра в августе прошлого года было отправлено 11,7 тыс. т зерна в составе «грузовых экспрессов». Благодаря открытию инфраструктуры такого масштаба Татарстан стал лидирующим субъектом РФ в границах Горьковской железной дороги по погрузке этой номенклатуры, сообщили в службе корпоративных коммуникаций организации. В том числе это позволило обеспечить рекордную погрузку зерна в границах магистрали в 2024 году в размере 637 тыс. т.
Нужны новые решения
У Китая и России, в том числе Татарстана, остается ряд ограничений, мешающих логистике. Странам нужно усилить взаимодействие с правовой точки зрения.
«Необходимо большее количество консультантов, профессиональных юристов и с российской, и с китайской стороны, которые могли бы работать с инвесторами, как это происходит в Республике Татарстан при сопровождении инвестпроектов», — отметил заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Ворона.
По его словам, в вузах страны есть большое количество программ, в рамках которых готовят специалистов высокого класса по торговому, юридическому и финансовому взаимодействию с Китайской Народной Республикой, чтобы закрыть потребности рынка. Среди молодежи, начиная со школьной скамьи, очень высок спрос на изучение китайского языка. Кроме того, большую работу проводят общественные организации, например, Торгово-промышленная палата РФ.
«Сегодня мы говорим о том, что нам необходима более понятная правовая грамотность с двух сторон», — сказал Ворона.
Кроме того, необходимо урегулировать вопросы, касающиеся стандартов перевозок и тарифной политики. Их необходимо решать сообща, уверен Ханифов. Кроме того, нужно продолжать цифровизацию перевозок.
«В Татарстане мы по поручению раиса республики ранжировали вопросы, которые касаются логистики. Часть из них решаются на уровне региона с филиалами РЖД – Горьковской и Куйбышевской железной дорогой. В то же время с аппаратом Центральной дирекции железных дорог мы активно работаем по движению наших поездов, в частности, до границы с Казахстаном, там четыре погранперехода. На форуме РОСТКИ мы рассматриваем третий уровень – межгосударственный», — сказал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан