Татарстан, 20 дек 2017, 17:36

Ритейлеры Татарстана пострадали от массового отказа кассовых аппаратов

Массовый сбой в работе кассовых аппаратов торговых сетей России затронул и Татарстан. Кризис избежали те, кто не обновил программное обеспечение, - сообщил эксперт РБК-Татарстан
Читать в полной версии

Массовый технический сбой наблюдался сегодня с часа ночи. Отказа контрольно-кассовая техника производителей «Штрих-М», «РР-Электро», «Тринити» и НТЦ «Измеритель». Как сообщил замглавы Федеральной налоговой службы Даниил Егоров, сбой затронул торговые сети «Магнит», «Магнолия», DNS и другие. Кроме того, пострадал ряд АЗС.

«В выигрыше от произошедшей ситуации остались ритейлеры, которые не установили новое программное обеспечение на свои фискализаторы. Только те ритейлеры, IT-директора которых оказались слишком быстрыми и профессиональными, поставив последнее обновление, испытали трудности, а у тех продавцов, кто решил новое ПО не устанавливать, все идет гладко. Получился некий парадокс: в этот день не смогли работать ритейлеры с хорошими IT-отделами», - сообщил РБК-Татарстан президент Ассоциации интернет-торговли Алексей Федоров.

По данным АКИТ, от сбоя пострадало порядка 9% рынка. Оборот, который не поступил в кассы, составил 10 млрд рублей, 2,5 млрд - недополученная прибыль ритейлеров в этот день. Магазины выручило то, что ФНС разрешил торговать без использования касс. Владельцев этих онлайн-касс не будут наказывать за продажи без чека, поскольку их вины в сбое нет.

«Сегодня мы наблюдаем первый прецедент на рынке, когда ФНС фактически разрешает работать без касс. Это очень здорово, что ФНС так быстро реагирует на происходящие изменения. Нам приятно, что ведомство слышит налогоплательщиков и в течение нескольких часов выпускает разрешение работать без касс. Однако, мы понимаем, что, например, компания DNS, которая находится во Владивостоке, потеряла несколько миллионов рублей, потому что рабочий день там начинается гораздо раньше, и разрешение дойдет до них только к концу дня. Мне очень жаль компании, находящиеся к востоку от Урала, которые из за сбоя по понесли большие убытки», - отметил Алексей Федоров.

Директор проектного направления Group-IB Антон Фишман в беседе с РБК-Татарстан отметил, что нарушение в работе контрольно-кассовой не является хакерской атакой, поскольку нет волнового распространения, что характерно при заражении вредоносным кодом. «Нет конкретной цели атаки, равно как и типичных для киберпреступников паттернов поведения, то есть «следов» конкретной хакерской группы. Очевидно, ошибка связана именно с прошивкой ККТ «Штрих-М»: производитель выпустил обновление и инструкцию по его установке. Само обновление ПО на одном устройстве занимает 15 минут и может быть выполнено, как сервисной компанией, так и локальными ИТ-специалистами. Причина массового распространения в том, что «Штрих-М» является одним из ведущих производителей оборудования ККТ», - поделился мнением Фишман.

В связи с этим президент Ассоциации интернет-торговли Алексей Федоров предположил, что произойдет отток клиентов от компании «Штрих-М» в пользу других операторов фискальных данных, которые в этот день работали хорошо.

На горячих линиях «Магнита» и DNS корреспонденту РБК-Татарстан подтвердили, что сегодня их магазины столкнулись с проблемами. В DNS уверили, что неполадки устранены и покупателей обслуживают, а в «Магните» посоветовали уточнять все подробности у администраторов магазинов.

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Экономика «скуфов». Почему мужчины в мире становятся все беднее
Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
«Уделите 80% своего внимания персоналу». Уроки лидерства с нуля
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ