Конференции РБК-Татарстан, 21 янв 2016, 15:56

Доллар за 100 рублей: к чему готовится казанский малый и средний бизнес?

Малый и средний бизнес Казани оценил последствия неуклонного роста курса доллара. Что будет, если американская валюта будет стоить больше 100 руб? Об этом рассуждали участники круглого стола РБК-Татарстан.
Читать в полной версии

«Если курс валюты снизится, то мы будем работать в разы эффективнее. Если курс будет расти, то, наверное, нам придется в дальнейшем искать пути по повышению профессионализма и эффективности работы. Сдаваться не планируем», - заявил на круглом столе РБК-Татарстан владелец сети «Букет столицы» Евгений Сеньковский. В прошлом году, когда стоимость доллара по отношению к рублю росла, его компания сосредоточилась на пересмотре и сокращении издержек, для персонала ввели систему показателей эффективности KPI.

Владелец сети «Букет столицы» Евгений Сеньковский

Е.Сеньковский отметил, что его бизнес напрямую связан с курсом валют. 90-95% цветов приходится закупать за рубежом, так как местные производители представлены на рынке слабо и товар предлагают не лучшего качества. Работают в валюте и транспортные компании, которые доставляют цветы в Казань. В прошлом году, констатировал Е.Сеньковский, снизилось и число покупателей, и сумма среднего чека, однако сеть «Букет столицы» приросла еще 12 магазинами. Впрочем, признал бизнесмен, выдающихся результатов новые магазины не показали. Выручка в рублях осталась на уровне позапрошлого 2014 года, совокупный рост составил не более 10%. В твердой валюте выручка сократилась процентов на 30.

«Не все так плохо: рынок освобождается. Слабые игроки или те, кто неэффективно вел бизнес, уходят. Открывается возможность занять освободившуюся долю рынка тем предпринимателям, которые работают более эффективно», - с оптимизмом заявил бизнесмен.

«Я думаю, что курс доллара точно перевалит за 100 рублей», - уверен генеральный директор компании «Фейерверк Казань» и сети магазинов «ХороShow» Расул Садриев. Он сообщил, что в нынешнем сезоне стоимость пиротехнических изделий пришлось повысить на 60%. Он пояснил, что их завозят в Россию полностью через Китай. Ассортимент на текущий сезон был приобретен при курсе 55 рублей за доллар. Ранее их приобретали стоимости доллара 35 рублей.

Статистика, по словам предпринимателя, такова, что 16% клиентов готовы покупать фейерверки и салюты за любые деньги, а 24% - предпочитают делать это в определенном магазине. Среди клиентов «ХороShow» последняя категория составляет порядка 80%, добавил Р.Садриев. Выручка по сравнению с позапрошлым годом выросла на 2-3%. Сейчас компания сосредоточилась на сокращении расходов, был закрыт один магазин.

Генеральный директор компании «Фейерверк Казань» и сети магазинов «ХороShow» Расул Садриев

«А плохая сторона: количество людей, купивших салюты, в прошлом сезоне сократилось на 46%», - сообщил Расул Садриев. В 2016 году, добавил он, при стоимости доллара в 85 рублей цены на пиротехнику вновь нужно поднять процентов на 60. Однако сделать это невозможно, так как это приведет к еще большему сокращению числа покупателей.

«Могу сказать, что в этом году желающих заняться пиротехническим сложным бизнесом будет гораздо меньше по простой причине: маржинальность упадет в разы», - констатировал предприниматель. Более того, в сложившихся условиях бизнесмен отложил идеи диверсификации бизнеса. Р.Садриев рассказал, что планировал заняться выращиванием плодоовощных культур, вложив порядка 18 млн рублей, которые намеревался окупить за 2 года, но кризис заставил его передумать.

Заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев высказал мнение, что любая экономическая ситуация открывает возможности для бизнеса, если тот не является «жестким и заскорузлым». «Любое изменение заставляет человека думать», - отметил А.Николаев. По его мнению, рост курса американской валюты может дать толчок для развития бизнеса.

Заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев

Обвал рубля, считает он, безусловно, ставит в тяжелое положение предпринимателей, которые занимаются торговлей таким товарами, как салюты или цветы, которые приходится покупать за границей. Другое дело, производственные предприятия. «Они производят продукцию, оплачивают весь процесс в рублях, потом вывозят за рубеж и продают. Шикарно!», - заявил А.Николаев.

«Я надеюсь, что ситуация будет меняться, и произведенная в Татарстане продукция малого и среднего бизнеса будет больше потребляться на республиканском уровне», - резюмировал представитель руководства татарстанской ТПП.

Заместитель главы исполкома Казани Иван Кузнецов отметил, что волатильность курса валют наблюдалась в течение всего 2015 года, но дифференцированная экономика столицы РТ лучше, чем в других российских миллионниках, подготовлена к кризису. В прошлом году в городе работали более 58 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Это на 3,4% больше, чем в 2014 году. На 2,2% до 182 тысяч увеличилось число человек, работающих на предприятиях МСП. В городской бюджет малый и средний бизнес направил налогов на 1,8 млрд рублей, что составляет 18,2% от общего объема налоговых поступлений.

Заместитель главы исполнительного комитета города Казани Иван Кузнецов

«Меня, как экономиста, больше волнует не волатильность курсов валют, а принципиальное отличие кризиса 2014-2015 годов от кризиса 2008-го. Произошло не только снижение потребления, но и наблюдается колоссальный рост себестоимости», - отметил И.Кузнецов. Однако, уверен представитель муниципалитета, российский МСП в силу своей гибкости сумеет адаптироваться к сложившейся ситуации.

«Российский предприниматель – самый предприимчивый. Это не может не радовать», - отметил зампредседателя исполкома.

Круглый стол "Малый бизнес - большие вложения"
Фотогалерея 
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах