Татарстан, 21 янв 2022, 16:57

Агломерация в законе: как власти РТ будут сближать населенные пункты

На сегодняшний день в республике застройка агломераций идет за счет инфраструктурных кредитов. Власти РТ считают необходимым создать на уровне России фонд поддержки развития агломераций
Читать в полной версии

Сегодня в Казани прошла  стратегическая сессия «Проблемы и перспективы социально-экономического развития агломераций Республики Татарстан». По словам президента РТ Рустама Минниханова, для развития агломераций необходимы создание правовой базы и финансовое обеспечение. 

«Еще при разработке нашей «Стратегии-2030» мы предусмотрели развитие агломераций, как главных точек роста и развития экономики. Агломерационное развитие на слуху, и федеральное правительство продвигает эту тему. Практическая реализация развития агломераций также идет на федеральном уровне, но у регионов есть много вопросов. В рамках комиссии Госсовета РФ, где я отвечаю за застройку, мы тоже их поднимаем. В первую очередь, это – правовая база развития агломераций и финансовое обеспечение. Можно назвать территорию агломерацией, но если там не сделать инфраструктуру, не закачать денег, то ничего не получится», — сказал    Минниханов.

Президент Татарстана заявил, что на сегодняшний день развитие агломераций происходит за счет инфраструктурных кредитов. «Две первые наши заявки – это Лаишевский и Зеленодольский куст. Мы начали развивать эти территории. Следующий этап – Камская агломерация, Тукаевский район», — сообщил президент РТ.

Закон и фонд для агломераций

Министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов отметил, что на сегодняшний день в российском законодательстве существуют проблемы правого регулирования в сфере земельных отношений, градостроительства, местного самоуправления.

«В этих условиях регионы самостоятельно принимают решение о законодательном регулировании развития агломераций. В частности, в Нижегородской области часть полномочий по развитию территорий передано с муниципального на региональный уровень. Мы считаем, что необходима правовая основа с четким государственным регулированием на всех уровнях власти», — отметил он.

Шагиахметов предложил рассмотреть возможность принятия документа территориального планирования агломераций. «В Татарстане в настоящее время используется договорная модель на уровне муниципалитетов, которые входят в агломерацию, где заключены соглашения о межмуниципальном взаимодействии. Вместе с тем, мы видим, что данная форма не совсем эффективна. Это связано с отсутствием финансового стимулирования и правового регулирования межмуниципального взаимодействия. В настоящее время рассматривается вопрос передачи ряда полномочий в области градостроительной деятельности с муниципального на республиканский уровень власти с одновременным созданием института пространственного развития республики», — сказал министр.

По его словам, необходимо сформировать финансовые основы развития агломераций. «Мы предлагаем обсудить возможность формирования фонда развития агломераций для дальнейшего принятия мер поддержки путем софинансирования этого фонда из федерального бюджета и бюджетов регионов России», — заявил Шагиахметов.

Дефицит земли и точечная застройка

Заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Владимир Кудряшов сообщил, что большинство городов и районов Татарстана столкнулись с дефицитом земельных участков для развития территорий.

«Еще один насущный вопрос — территориальные резервы, которые были заложены в генпланах населенных пунктов, исчерпались быстрее, чем прогнозировалось. С этой проблемой столкнулись большинство муниципалитетов. Заметную роль сыграли и прирост населения, и рост обеспеченности жилой площадью. Однако это свидетельствует и о низкой эффективности использования территорий. Немаловажен факт появления в Казанской зоне собственников земельных массивов, у которых бизнес-интересы не всегда совпадают с оптимальным использованием территорий», — отметил Кудряшов.

По данным замминистра, Казанская агломерация лидирует по вводу жилья и планирует сохранить текущие темпы строительства. В прошлом году на нее пришлось 62% от общего объема введенного в эксплуатацию жилья в РТ. В абсолютных цифрах это более 1,8 млн кв. метров жилья.

Рустам Минниханов отметил, что строительство жилых домов в пригородах Казани должно вестись с учетом развития дорожной и социальной инфраструктуры, чтобы жителям не пришлось испытывать неудобства.

«Мы с этим опоздали. Очень много ошибок за это время успели наделать. И еще будут ошибки. У нас около 30 тыс. гектаров в Верхнеуслонском, Зеленодольском, Пестречинском, Лаишевском районах уже переведены под застройку. С землей проблем нет, но нужно жестко структурно выстроить эти отношения. Мы готовы раздавать земли, но строить нужно с учетом тех норм и стандартов, которые определит этот институт развития территорий», — подчеркнул Минниханов.

Инфраструктура и транспорт

Министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов отметил, что наиболее финансово затратным направление развития агломерации является развитие их общественной инфраструктуры. В настоящее время в республике прорабатывается вопрос создания единого транспортного каркаса агломераций, межмуниципальной транспортной системы, а также пути решения проблем нехватки свободных земель.

По словам президента РТ Рустама Минниханова, для развития агломераций республике необходимы новые транспортные магистрали. «Сейчас принимается много решений по снятию инфраструктурных ограничений, созданию единого транспортного кадастра, очень хорошая поддержка по вылетным трассам, по трассе М-12. В части Камского кластера – это обход городов Нижнекамск и Набережные Челны с мостовым переходом через Каму. Еще ведется работа в Альметьевском районе, которая связана со строительством автодороги Алексеевское – Альметьевск, которая дальше пойдет на Бавлы», — сказал Минниханов.

Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов рассказал, что  Казанская агломерация обеспечена тремя видами транспорта – железнодорожным, речным и автомобильный.

«Автомобильный транспорт не составляет основную долю, над этим надо задуматься: из 160 маршрутов по республике в агломерации только 12. По железнодорожных из 113 маршрутов – 71 приходится на агломерацию, но с 2019 года жд-транспорт показывает проседание по грузам и пассажирам, автомобильный транспорт проседает по пассажирам, но в два раза возросли грузы. Водный транспорт показывает положительную динамику за счет туристов», — рассказал министр.

По его словам, приоритетная задача на 2022 год – включить в инвестиционную программу ОАО «РЖД» кольцевое железнодорожное движение Казани и приступить к реализации проекта. Согласно проекту, протяженность жд-путей составит 48 км, появятся 2 новые станции, а также 17 пунктов остановок.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года выделены три агломерации – Казанская, Камская и Альметьевская.

В них проживает 3 млн человек или 77% населения Татарстана (3 млн из 3,9 млн человек). Доля агломераций в валовом региональном продукте республики составляет 80% (2,1 млрд рублей).

Агломерация на все Поволжье

По словам главы Счетной палаты РФ Алексея Кудрина, Татарстан может стать частью Поволжской агломерации.

«Население Татарстана — 4 миллиона человек. Судьбу в том числе и России будут решать крупные агломерации, которые смогут соответствовать международному уровню. Татарстан сам по себе имеет еще недостаточный вес, несмотря на эффективность, энергичность и целеустремленность. Мы считаем, что центром может быть регион, который объединяет и 8, и 9, и 12 млн человек. Вот такой регион уже может быть центром международного уровня с соответствующим качеством жизни. Поволжская агломерация имеет значение и в интересах Татарстана. Удачное расположение крупных городов по водному пути достаточно близко, где вы получите не только рынок трудовых ресурсов, вы будете центром притяжения», — отметил Кудрин.

По мнению председателя Счетной палаты, помимо Поволжья, крупные агломерации нужно сформировать вокруг Екатеринбурга, Краснодара и Ростова-да-Дону. Также потенциал есть у Новосибирска и Томска.

Президент партнерства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев рассказал, что традиционные границы влияния агломераций начали расширяться. «Стратегия развития Татарстана на 10-15 лет должна принимать во внимание новые тренды, потому что миграционные процессы могут ускориться. С точки зрения республики, это означает, что плотность населения в регионе больше российской. Она позволяет агломерациям превратиться в структуру по примеру Германии, где много городов плотно интегрированных друг с другом», — сказал эксперт.

По его словам, говорить о трех агломерациях – Казанской, Камской и Альметьевской – бессмысленно. «Влияние центральных агломераций распространяется на подавляющую часть территории республики. Оно становится демократичным, а потом начинает выигрывать с ростом заработных плат, доходов и проникновения бизнеса из центра агломераций на периферию», — отметил Дмитриев.

Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи